пятница, 22 июня 2012 г.

Основы теории государства


Тема 2: «Основы теории государства»

План:
1.     Понятие государства и его признаки.
2.     Форма правления (понятие, виды).
3.     Форма государственного устройства (понятие, виды).







1. Понятие государства и его признаки.

            Государство – политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
         Признаки государства:
1)    публичная власть – власть, реализуемая особым слоем людей, отделенных от общества; публичная власть не имеет общественного характера и непосредственно народу не подчиняется и не подконтрольна; публичная власть опирается на писаное право и подкрепляется принудительной силой государства;
2)    деление населения по территории – государство обладает строго локализованной территорией, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства;
3)    государственный суверенитет – проявляется в верховенстве, самостоятельности, независимости государственной власти;
4)    право – юридически оформляет государство и государственную власть и делает их легитимными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности и подчиняет их конкретному правовому режиму;
5)    налоги и сборы – материальная основа деятельности государства и его органов – для обеспечения публичной власти, социальной поддержки неимущих и других функций государства.



2. Форма правления (понятие, виды).

           Форма правления – организация суверенной верховной власти государства, органов государства, порядок их формирования и взаимосвязи с населением.
В зависимости от того, принадлежит ли власть одному лицу или выборному органу, выделяют такие формы правления как монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой государственная власть сосредоточена в руках единолично главы государства, чаще всего, получающего эту власть по наследству.
Общие черты монархии:
·        Монарх персонифицирует, олицетворяет собой государство, выступает во внутренней и внешней политике как глава государства, как представитель народа;
·        Монарх осуществляет единоличное правление и обладает всей полнотой государственной власти. Власть монарха верховна и суверенна, т.е. независима. Монарх является источником всякого права. Монарх является главой законодательной и исполнительной власти. От имени монарха творится правосудие. Монарх обладает правом помилования;
·        Власть передается по наследству (по принципу крови);
·        Монарх не несет юридической ответственности за свои политические действия.
         Виды монархии:
         1) Абсолютная – вся полнота власти сосредоточивается в руках монарха, отсутствуют конституция и парламент, отсутствует разделение властей (Саудовская Аравия, Оман и т.д.);
         2) Ограниченная – в свою очередь, подразделяется на дуалистическую, при которой монарху принадлежит исполнительная власть, а также право вето на принимаемые законодательным органом решения (Бельгия), и парламентарную (конституционную), для которой характерно законодательное ограничение власти монарха, как в законотворческой, так и в правоприменительной деятельности (Великобритания).

         Республика – форма правления, при которой все высшие органы государства избираются всем населением на определенный срок.
         Источником государственной власти при такой форме правления выступает народное большинство.
         В качестве критерия разграничения различных видов республики используется способ политической ответственности правительства. В соответствии с ним, республики подразделяются на:
         1) парламентарную – правительство формируется парламентом (партией, получившей набольшее число голосов на парламентских выборах) и несет ответственность перед ним (ФРГ, Италия). Положительным моментом здесь является то, что преимущественное положение занимает законодательная власть, но это может повлечь нестабильность исполнительной власти;
         2) президентскую президент свободен в выборе главы правительства и министров, отставке правительства или одного министра. Президент выступает главой исполнительной власти (США). Плюсом в данной форме правления выступает то, что народ решает вопрос о главе исполнительной власти, однако сосредоточение власти в одних руках может привести к узурпации власти;
         3) смешанную – промежуточный вариант – правительство несет политическую ответственность перед парламентом и президентом (Российская Федерация, Франция).



3. Форма государственного устройства (понятие, виды).

          Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, включающая в себя принципы и формы взаимоотношений государства в целом и его составными частями;
         Формы государственного устройства бывают следующих видов:
         а) унитарное государство – единое суверенное централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц и располагающее едиными конституцией, гражданством, территорией, компетенцией, системой права и законодательства, системой органов власти (Япония, Франция, Эстония).
         Унитарное государство не имеет в своем составе никаких государственных образований. Власть исходит из центра и распространяется на всю территорию государства.
         Унитарное государство обладает суверенитетом, а административно-территориальные единицы таким суверенитетом не обладают.
         б) федерация – сложное, союзное государство, как результат объединения ряда государств или государственных образований – членов федерации.
·        федерация – объединенное государство, состоящее из нескольких субъектов;
·        территория федерации состоит из территории субъектов федерации;
·        субъекты федерации пользуются определенной самостоятельностью;
·        законодательный орган всегда имеет 2-х палатную структуру (одна палата, нижняя, представляет интересы всего народа в целом, вторая, верхняя, палата представляет интересы отдельных субъектов федерации);
·        в рамках федерации одновременно действует система государственных органов федерации и система государственных органов ее субъектов;
·        наличие конституции и законодательства федерации в целом и конституции либо иных документов и законодательства субъектов федерации.

Классификация федераций:
1) по принципу организации власти:
·        национальная (Чехословакия, Югославия);
·        территориальная (США);
·        национально-территориальная (Российская Федерация).
2) по полномочиям субъектов федерации:
·        симметричные – все субъекты федерации имеют одинаковое название и правовое положение (США);
·        ассиметричные (Российская Федерация).