Тема 2: «Основы теории государства»
План:
1. Понятие государства и его признаки.
2. Форма правления (понятие, виды).
3. Форма государственного устройства
(понятие, виды).
1. Понятие государства и его признаки.
Государство – политико-территориальная суверенная
организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом управления и
способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.
Признаки
государства:
1) публичная власть – власть, реализуемая особым слоем
людей, отделенных от общества; публичная власть не имеет общественного
характера и непосредственно народу не подчиняется и не подконтрольна; публичная
власть опирается на писаное право и подкрепляется принудительной силой
государства;
2) деление населения по территории – государство обладает строго
локализованной территорией, на которую распространяется его суверенная власть,
а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан
государства;
3) государственный суверенитет – проявляется в верховенстве,
самостоятельности, независимости государственной власти;
4) право – юридически оформляет государство и
государственную власть и делает их легитимными. Государство осуществляет свои
функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и
государственной власти в рамки законности и подчиняет их конкретному правовому
режиму;
5) налоги и сборы – материальная основа деятельности
государства и его органов – для обеспечения публичной власти, социальной
поддержки неимущих и других функций государства.
2. Форма правления (понятие, виды).
Форма правления – организация суверенной верховной власти государства,
органов государства, порядок их формирования и взаимосвязи с населением.
В зависимости от того,
принадлежит ли власть одному лицу или выборному органу, выделяют такие формы
правления как монархия и республика.
Монархия – форма правления, при которой
государственная власть сосредоточена в руках единолично главы государства, чаще
всего, получающего эту власть по наследству.
Общие черты монархии:
·
Монарх
персонифицирует, олицетворяет собой государство, выступает во внутренней и
внешней политике как глава государства, как представитель народа;
·
Монарх
осуществляет единоличное правление и обладает всей полнотой государственной
власти. Власть монарха верховна и суверенна, т.е. независима. Монарх является
источником всякого права. Монарх является главой законодательной и
исполнительной власти. От имени монарха творится правосудие. Монарх обладает
правом помилования;
·
Власть
передается по наследству (по принципу крови);
·
Монарх
не несет юридической ответственности за свои политические действия.
Виды
монархии:
1)
Абсолютная
– вся полнота власти сосредоточивается в руках монарха, отсутствуют конституция
и парламент, отсутствует разделение властей (Саудовская Аравия, Оман и т.д.);
2)
Ограниченная
– в свою очередь, подразделяется на дуалистическую, при которой монарху
принадлежит исполнительная власть, а также право вето на принимаемые
законодательным органом решения (Бельгия), и парламентарную (конституционную),
для которой характерно законодательное ограничение власти монарха, как в
законотворческой, так и в правоприменительной деятельности (Великобритания).
Республика
– форма правления, при которой все высшие органы государства избираются всем
населением на определенный срок.
Источником
государственной власти при такой форме правления выступает народное
большинство.
В
качестве критерия разграничения различных видов республики используется способ
политической ответственности правительства. В соответствии с ним, республики
подразделяются на:
1)
парламентарную
– правительство формируется парламентом (партией, получившей набольшее число
голосов на парламентских выборах) и несет ответственность перед ним (ФРГ,
Италия). Положительным моментом здесь является то, что преимущественное
положение занимает законодательная власть, но это может повлечь нестабильность
исполнительной власти;
2)
президентскую
– президент свободен в выборе главы правительства и министров, отставке
правительства или одного министра. Президент выступает главой исполнительной
власти (США). Плюсом в данной форме правления выступает то, что народ решает
вопрос о главе исполнительной власти, однако сосредоточение власти в одних
руках может привести к узурпации власти;
3)
смешанную
– промежуточный вариант – правительство несет политическую ответственность
перед парламентом и президентом (Российская Федерация, Франция).
3. Форма государственного устройства (понятие, виды).
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти,
включающая в себя принципы и формы взаимоотношений государства в целом и его
составными частями;
Формы
государственного устройства бывают следующих видов:
а) унитарное
государство – единое суверенное централизованное государство, состоящее
из административно-территориальных единиц и располагающее едиными конституцией,
гражданством, территорией, компетенцией, системой права и законодательства,
системой органов власти (Япония, Франция, Эстония).
Унитарное
государство не имеет в своем составе никаких государственных образований.
Власть исходит из центра и распространяется на всю территорию государства.
Унитарное
государство обладает суверенитетом, а административно-территориальные единицы
таким суверенитетом не обладают.
б) федерация – сложное, союзное государство, как
результат объединения ряда государств или государственных образований – членов
федерации.
·
федерация
– объединенное государство, состоящее из нескольких субъектов;
·
территория
федерации состоит из территории субъектов федерации;
·
субъекты
федерации пользуются определенной самостоятельностью;
·
законодательный
орган всегда имеет 2-х палатную структуру (одна палата, нижняя, представляет
интересы всего народа в целом, вторая, верхняя, палата представляет интересы
отдельных субъектов федерации);
·
в
рамках федерации одновременно действует система государственных органов
федерации и система государственных органов ее субъектов;
·
наличие
конституции и законодательства федерации в целом и конституции либо иных
документов и законодательства субъектов федерации.
Классификация федераций:
1) по принципу
организации власти:
·
национальная
(Чехословакия, Югославия);
·
территориальная
(США);
·
национально-территориальная
(Российская Федерация).
2) по полномочиям
субъектов федерации:
·
симметричные
– все субъекты федерации имеют одинаковое название и правовое положение (США);
·
ассиметричные
(Российская Федерация).