пятница, 15 июня 2012 г.

Типология государства


Вопросы:
1. Понятие типологии государства
2. Классификация типов государств


Термин «типология» определяется в литературе неоднозначно.
Так, по мнению авторов Энциклопедического словаря, данный термин означает «научный метод, основа которого – расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа». Они полагают, что этот метод «используется в целях сравнительного изучения существенных признаков,1 связей, функций, отношений, уровней организации объектов».2 К основным логическим формам типологии, авторы относят: тип,3 классификацию,4 систематику5 и таксономию.6
Иного мнения авторы Толкового словаря русского языка. На их взгляд «типология – классификация, представляющая соотношение между разными типами предметов, явлений внутри их системы в целом».7
Профессор Мицкевич Алексей Валентинович, например, пишет о типологии известных фактов, явлений, которая представляет собой классификацию по единому критерию, деление на однородные группы. Задача типологии, – отмечает А.В. Мицкевич, – дать научную классификацию явлений с тем, чтобы фактический материал воспринимался в упорядоченном, системной виде.8
Ряд авторов считает, что «типология – это «теория о типах тех или иных явлений» (проф. Бабаев Владимир Константинович, проф. Баранов В.М., доц. Толстик В.А.).1
Наряду с общим термином «типология» в литературе говорится и о термине «типология государства», который также определяется неоднозначно.
Так, по мнению одних авторов, этот термин представляет собой классификацию всех существовавших государств по признакам, которые признаются сущностными в определенной теории государства (проф. Четвернин Владимир Александрович).2
Другие полагают, что типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность (проф. Бабаев Владимир Константинович, проф. Баранов В.М., доц. Толстик В.А.).3
Третьи отмечают, что типология государства – это его специфическая классификация, проводимая в основном с помощью двух подходов: формационного и цивилизационного (проф. Малько Александр Васильевич).4
Четвертые пишут, что типология государств представляет собой их группировку по типам (проф. Морозова Людмила Александровна).5
Между тем и термин «тип государства» тоже определяется в литературе неоднозначно.
Так, одни авторы понимают под ним общие системообразующие признаки, присущие конкретной совокупности (группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития (проф. Морозова Людмила Александровна).6
Другие, – совокупность наиболее общих черт, служащих критериями государственно-правовой идентификации отдельных стран на основе их свойств или различий с другими государственно организованными обществами (проф. Оксамытный Виталий Васильевич).7
Третьи определяют термин «тип государства» как совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих выбранному критерию (проф. Мицкевич Алексей Валентинович).1
Четвертые под типом государства понимают взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками (проф. Комаров Сергей Александрович).2
Ряд авторов определяет термин «исторический тип государства», который также не имеет единого смыслового значения.
Так, одни авторы данный термин определяют как совокупность основных важнейших черт государства определенной общественно-экономической формации, выражающих его сущность и социальное предназначение (проф. Афанасьев Владимир Сергеевич).3 Примерно аналогичной точки зрения придерживаются другие, полагающие, что исторический тип государства – это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации (проф. Черданцев Александр Федорович).4
Третьи считают, что исторический тип государства – это категория, обозначающая совокупность исторических и социальных признаков, отличающих одну группу классифицируемых государств от другой (проф. Мицкевич Алексей Валентинович).5
Четвертые под историческим типом государства понимают совокупность существенных признаков, свойств, связей государства, выражающих его классовую сущность и закономерности развития в рамках определенной общественно-экономической формации (проф. Сырых Владимир Михайлович).6

По мнению профессора Морозовой Людмилы Александровны, а также других авторов, в настоящее время в юридической науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.7
Формационный подход к определению классификации типов государства базируется на диалектическом1 и историческом2 материализме К. Маркса и Ф. Энгельса.
            В основе формационного подхода лежит понятие общественно-экономической формации, которое в марксистско-ленинской теории означает исторически определенную ступень в развитии общества, характеризующуюся определенным способом производства (базисом), социальными и политическими отношениями, юридическими нормами и учреждениями, идеологией (надстройкой).3
            Сторонниками такого подхода выделяются пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.
Тем из них, которые являются классовыми, соответствует свой исторический тип государства.
            При этом критериями классификации типов государств являются:
            1) способ производства,4 уровень развития производительных сил5 и производственных отношений;6
            2) господствующая форма собственности (частная либо государственная);
            3) классовое разграничение общества на неимущих, бедных и имущих, богатых.
            В соответствии с этими критериями различают следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический.
Рабовладельческий тип государств характеризуется следующими признаками:
1) в странах Древнего Востока (государства, образовавшиеся в конце 4 – начале 3 тысячелетия до н.э.: Ассирия – тер. современного Ирака, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Шумер – тер. современного Ирака и др.) существовали:
а) сельскохозяйственные общины (сельские общины, общинное землевладение1);
б) ирригационное земледелие;
в) примитивные формы патриархального рабства;2
г) коллективное рабовладение;
д) государственная собственность на ирригационные сооружения;
2) в Древнем Риме и Древней Греции существовали:
а) частная собственность рабовладельцев на средства производства (предметы и средства труда) и рабов, который считался вещью, предметом, товаром и вместе с тем человеком, создающим материальные блага;
б) охрана и защита частной собственности рабовладельцев;
в) разграничение общества на классы рабов и рабовладельцев.
Феодальный тип государств характеризуется следующими признаками:
1) экономическая основа – частная собственность феодалов на землю и другие средства производства;
2) принудительное закрепление крестьян на земельных участках в силу разных причин (отказ ходить в военные походы или платить дань; по доброй воле, но с целью прокормить семью; проживание на участке земли, принадлежащей помещику);
3) частная собственность лично зависимых от феодала крестьян на мелкие сельскохозяйственные орудия (инвентарь), а также на свое жилье, постройки и остатки от произведенной продукции;
4) безвозмездный труд крестьянина на феодала – существовали три основные формы или разновидности ренты:3
а) отработочная рента (барщина), при которой крепостной крестьянин должен был отработать на феодала определенное количество дней в неделю;
б) натуральная рента (натуральный оброк), при которой крестьянин должен был отдать феодалу определенное количество производимой им сельскохозяйственной продукции, а ремесленник – продукции своего труда;
в) денежная рента (денежный оброк) – уплата феодалу крепостным определенной суммы денег;
5) экономическая и правовая зависимость основной массы населения (крестьян) от феодалов, и менее состоятельных феодалов (вассалов) от более богатых феодалов (сюзеренов);
6) разграничение общества на феодалов, помещиков и зависимых крестьян, ремесленников;
7) охрана и защита частной собственности феодалов. Феодальными государствами были: Россия, Италия, Германия, Франция и др.
Буржуазный (капиталистический) тип государства характеризуется следующими признаками:
1) многообразие форм собственности, но с преобладанием частной собственности на средства производства;
2) основными источником появления и последующего накопления собственности является трудовая деятельность и эксплуатация труда рабочих и служащих;
3) присвоение результатов чужого труда;
4) рыночный характер экономики – ценообразование на основе спроса и предложения, наличие конкуренции, направленной на получение прибыли;
5) разграничение общества на классы буржуазии (капиталистов) и наемных рабочих, на высшие, средние и низшие классы.
Социалистический тип государства характеризуется следующими признаками:
1) экономическая основа – государственная собственность на средства производства. По мнению профессора Венгерова Анатолия Борисовича, экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства;1
2) плановое регулирование экономикой; 3) государственная эксплуатация трудящихся;
3) уравнительное распределение произведенного продукта;
4) провозглашение экономического принципа «от каждого по способности, каждому по труду»;
5) разграничение общества на классы рабочих, крестьян и интеллигенции. «По существу, утверждает формационная теория, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически, оно «полугосударство», выражающее волю и интересы абсолютного большинства общества: рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив свое место коммунистическому общественному самоуправлению».1 Однако А.Б. Венгеров полагал, что «в целом социалистический тип государства во многом оказался одной из разновидностей восточных деспотий, порожденных «азиатским способом производства».2
Смена одного типа государств на другой происходит посредством совершения социальной революции, которая возникает в результате неразрешимого противоречия между производительными силами и производственными отношениями, когда эксплуатация народа настолько велика, что «низы» не хотят жить по старому, а «верхи» не могут управлять по новому.
Цивилизационный подход при определении типов государства базируется не только на развитии процессов производства и классовых отношений, но и на исторических, технологических, географических, правовых, религиозных, духовно-культурных и иных факторах.
В основе цивилизационного подхода лежит понятие «цивилизация» (от лат. civilis – гражданский).
Однако данный термин в литературе определяется неоднозначно.
Так, одни авторы под ним понимают своеобразную и целостную совокупность (систему) материальных и духовных ценностей, обеспечивающую устойчивое функционирование общества и жизнедеятельность человека (Протасов Валерий Николаевич).3
Другие полагают, что этот термин означает уровень общественного развития, материальной и духовной культуры либо современную мировую культуру.4
Третьи определяют его как следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными.1
Английский философ и историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) полагал, что цивилизации есть определенные типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, словом в области культуры.2
Профессор НГУ Дубнов А.П. отмечает, что термин «цивилизация» используется в настоящее время в нескольких значениях: как противоположность дикости и варварству, как современное состояние западного общества, как синоним слову «культура».3
Нет среди исследователей единого мнения и по вопросу общего числа существовавших в истории цивилизаций.
Так, немецкий философ и культуролог Освальд Шпенглер (1880-1936) насчитывал 8 основных культур в истории цивилизаций,4
философ-богослов Карл Ясперс (1883-1969) определял 9 цивилизаций,5
А. Тойнби выделял до 21 самостоятельной цивилизации.6
«В настоящее время, – пишет профессор Оксамытный Виталий Васильевич, – последователи цивилизационного подхода (источники не приводятся – М.П.) пришли к заключению о существовании «разумного согласия» относительно тех важнейших цивилизаций, которые уже исчезли (к ним относят месопотамскую, египетскую, критскую, классическую (греко-римскую), византийскую, центрально-американскую и андскую).
Число признаваемых современных цивилизаций, – продолжает далее автор, – колеблется от 5 (западная, исламская, китайская, индуистская и японская) и до 8 (добавляют также русскую (православную) как отдельную, отличающуюся от ее родительской византийской цивилизации и от западнохристианской, латиноамериканскую и африканскую цивилизации)».7
По мнению профессора Оксамытного В.В., основу цивилизационного подхода впервые сформулировал Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885), который в своем сочинении «Россия и Европа» (1869) обосновал теорию обособленных «культурно-исторических типов» (цивилизаций), отличающихся самостоятельностью и своеобразием религиозного, социального, бытового, промышленного, научного, художественного и иного развития. «Его учение о цивилизациях, развивающихся подобно биологическим организмам и проходящих стадии возмужания, дряхления и гибели, – отмечает В.В. Оксамытный, – исходит из обоснования неизбежности смены культурно-исторических типов, которая происходит в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой». «Исторически перспективным» Н.Я. Данилевский считал «славянский тип», противостоящий культурам Запада.1
Основные принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия «цивилизация» разработаны английский философ и историк Арнольд Джозеф Тойнби (1889-1975) в двенадцатитомном труде «Постижение Истории» («A Study of History»), вышедшем в свет в 1934–1961 гг.
Различие цивилизаций, как полагал Арнольд Тойнби, заключается прежде всего в образе мышления. Что касается географического фактора и принадлежности населения к той или иной расе, то эти условия имеют меньшее значение, чем образ мышления.
А.Д. Тойнби выделил в мировой истории более двух десятков цивилизаций (21):
египетскую,
китайскую,
западную,
православную,
дальневосточную,
арабскую,
иранскую,
сирийскую,
мексиканскую и др., и
провел, таким образом, своеобразную типологию общества, не ставя перед собой отдельной задачи производить на этой основе типологию государства.2 При этом автор полагал, что по типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государства. Однако такие типы государств А.Д. Тойнби так и не определил.3
Профессор Морозова Людмила Александровна считает, что в юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию, а выделяют главным образом этапы цивилизации (локальные – шумерейская, эгейская, индская и др., особенные – китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др., всемирная цивилизация, охватывающая все человечество и основанная на принципе глобального гуманизма).
«В литературе (источник не указан – М.П., предположительно это мнение А.Б. Венгерова), – пишет далее Л.А. Морозова, – выделяют первичные и вторичные цивилизации.
Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли».
В первичных цивилизациях государства являются не только надстройкой, но и частью базиса, поскольку они играют важную роль в развитии социально-экономической сферы, а также имеют «единый политико-религиозный комплекс» (древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская, сиамская и др.).
Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит «в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс» (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская, латиноамериканская и др.1
По мнению Л.А. Морозовой, государства подразделяются (классифицируются) на
демократические и недемократические,
государства западной и восточной цивилизации,
а по отношению государства к религии – на
светские (отделение церкви от государства),
клерикальные2 (государственно-религиозные),
теократические3 (религиозные) и
атеистические4 (запрещение деятельности религиозных организаций).5

В современном мире существует более сорока государств, в которых
церковь имеет государственный статус
(англиканская церковь – в Великобритании,
евангелическо-лютеранская – в Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, Аргентине,
восточно-славянская – в Болгарии, Греции,
иудейская – в Израиле,
мусульманская – в Иране, Иордании, Египте, Пакистане).
В этих странах церковь принимает участие в решении государственных вопросов, оказывает существенное влияние на проводимую политику, обладает правом законодательной инициативы, влияет на формирование правового статуса граждан.
Церковь полностью или частично субсидируется государством. При участии священнослужителей государственной церковью проводятся официальные государственные церемонии, освящаются религиозными обрядами некоторые государственно-правовые акты. Государственная церковь наделяется рядом функций государственных органов по судопроизводству, регистрации брачно-семейных отношений и др.1
Клерикальное государство – государство, в котором формирование государственно-правовых институтов, деятельность государственных органов и должностных лиц, система государственного образования и другие сферы государственной жизни находятся под влиянием религии, зависимы от нее. В клерикальном государстве одна из религий обычно законодательно признается государственной (официальной, господствующей, национальной) или государственная власть создает такой религии фактическое привилегированное положение.2
Характерной особенностью для клерикального государства является то, что в нем религиозные организации, священнослужители участвуют в деятельности органов государства, руководящие государственные должности могут занимать только лица, исповедующие определенную религию. Конституции большинства стран, где государственной религией является ислам, содержат прямое указание на то, что лица, занимающие пост главы государства, члены государственного совета и других высших государственных органов, должны принадлежать к господствующей церкви. В этих странах религиозные каноны, догматы, правила и т.д. часто являются источниками права, формируют правовые системы (например, мусульманское право, индусское право).
В современном мире к клерикальным государствам можно отнести Иран, Кувейт, ОАЭ, Иорданию, некоторые другие мусульманские страны, а также Израиль, отдельные страны Латинской Америки. В некоторых странах, где официально не существует господствующей религии (церкви), многие государственные мероприятия сопровождаются религиозными церемониями, государственная власть создает привилегированное положение какой-либо церкви, оказывает ей моральную и материальную поддержку, а эта церковь участвует в политической жизни — имеется достаточно оснований констатировать клерикализацию государственной и общественной жизни в таких странах.1
Между тем профессор Афанасьев Владимир Сергеевич полагает, что если основываться на различных подходах к понятию цивилизации, то можно выделить следующие виды цивилизаций и соответствующие им типы государства:
1) восточные, западные и смешанные (промежуточные);
2) древние, средневековые и современные;
3) крестьянские, промышленные и научно-технические;
4) доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;
5) локальные, особенные и современные. Однако в этом варианте типологии, как отмечает В.С. Афанасьев, не учитывается главный критерий – политическая власть.
В этой связи «более надежной, – пишет В.С. Афанасьев, – представляется типология, основанная на характере властеотношений, т.е. сути власти, ее классовой (социальной) принадлежности, которая к тому же дает четкое и последовательное выделение типов государства и их смены в процессе исторического развития человечества».1
Думается, что типы государств в цивилизационном подходе могут быть классифицированы по различным основаниям.
С точки зрения уровня развития техники создания материальных ценностей, государства могут быть
аграрными,
индустриальными,
постиндустриальными,
информационными.
С позиций истории развития государства – оно может быть
древним,
средневековым и
современным.
С учетом географического фактора, государства подразделяются на государства
европейского,
американского,
азиатского,
африканского типов.
Если в основу классификации типов государств положить религиозный фактор, то они могут быть
православными,
католическими,
мусульманскими,
индусскими,
буддистскими.
С точки зрения видов правовых систем, государства можно разграничить на государства
романо-германской правовой системы,
англо-американской правовой системы,
традиционно-религиозной правовой системы.
Приведенная классификация типов государства не является исчерпывающей и может быть осуществлена по многим иным основаниям.


1 Признак – показатель, примета, знак, по которым можно узнать, определить что-нибудь (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. С. 609).
2 Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1211.
3 Слово «тип» греческого происхождения и в переводе на русский означает отпечаток, форму, образец, вид чего-либо, обладающие существенными качественными признаками (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1210. Тип – форма, вид чего-нибудь, обладающие определёнными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений (Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. С. 826).
4 Термин «классификация» (лат., разряд, класс) представляет собой систему соподчиненных понятий (классов, объектов, явлений) в какой-либо области знания, составленная на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 281; Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 519).
5 Систематика (греч., упорядоченный) – классификация, группировка однородных, взаимосвязанных предметов и явлений по их общим признакам (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 563).
6 Таксономия (греч., taxis – расположение по порядку + nomos – закон) теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое (соподчиненное) значение (органический мир, объекты географии, геологии, языкознания, этнографии и т.д. (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 593).
7 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. С. 826.
8 Мицкевич А.В. Типология государств // Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2003. С. 74.
1 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях. М. 1999. С. 206.
2 Четвернин В.А. Типология государства / Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. 2001. С. 1087.
3 Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Указ. соч. С. 206.
4 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М. 2004. С. 55.
5 Морозова Л.А. Типология государств // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. С. 60.
6 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 60.
7 Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. 2004. С. 118.
1 Мицкевич А.В. Типология государств // Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2003. С. 74-75.
2 Комаров С.А. Общая теория государства и права. СПб. 2004. С. 108.
3 Афанасьев В.С. Типология государства // Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М. 2003. С. 338-339.
4 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М. 2003. С. 83.
5 Мицкевич А.В. Указ. соч. С. 75.
6 Сырых В.М. Теория государства и права. М. 2001. С. 524.
7 Морозова Л.А. Типология государств // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. С. 60.
1 Диалектический материализм – философия марксизма-ленинизма, основанная на диалектике и материалистическом объяснении человека, общества, природы. Исходит из того, что главной силой в системе условий материальной жизни общества, определяющей характер общественного строя и его развитие, является способ производства материальных благ (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 196, 248). Диалектический материализм – философская концепция, в которой исследуются самые общие принципы, законы бытия, практической и познавательной деятельности человека (Диалектический и исторический материализм / Под ред. А.Г. Мысливченко, А.П. Шептулина. М. 1988. С. 20).
2 Исторический материализм – социальная философия марксизма, существенной характеристикой которой является познание и анализ общественных закономерностей с позиций материализма (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 248).
3 Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 657.
4 Способ производства – общественный способ, которым люди производят и присваивают материальные блага, необходимые для удовлетворения их потребностей. Всякий способ производства характеризуется единством определенных производительных сил и соответствующих им производственных отношений.. Способы производства бывают: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический (Диалектический и исторический материализм / Под ред. А.Г. Мысливченко, А.П. Шептулина. М. 1988. С. 270-271).
5 Производительные силы – совокупность элементов создания материальных благ: рабочая сила (люди), предметы труда (сырье, материалы), средства труда (инструмент, оборудование, механизмы и др.)
6 Производственные отношения – совокупность социальных процессов, включающая процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
1 Общинное землевладение – форма земельной собственности, принадлежность определенного земельного участка крестьянской общине. Возникло в эпоху распада родовых отношений (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 830).
2 Рабство – исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина - рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 - нач. 19 вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 в. (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 993).
3 Рента (нем., фр., лат. отданная назад) – регулярно получаемый доход на землю, не требующей от получателя предпринимательской деятельности (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 525).
1 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М. 1999. С. 89.
1 Венгеров А.Б. Указ. соч. С. 90.
2 Там же. С. 95.
3 Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М. 2001. С. 92.
4 Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 680.
1 Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 507-508.
2 Тойнби А.Д. Постижение истории. Избранное. Пер. с англ. М. 2001. С. 14; Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. 2004. С. 130.
3 Дубнов А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы человечества (общедоступное введение) / Вступит. статья к работе Шпенглера О. Закат Европы. Новосибирск. 1993. С. 16.
4 Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Пер. с нем. Минск. 2000. С. 45-53.
5 Оксамытный В.В. Указ. соч. С. 131.
6 Тойнби А.Д. Постижение истории. Избранное. Пер. с англ. М. 2001. С. 82-85; Оксамытный В.В. Указ. соч. С. 131.
7 Оксамытный В.В. Указ. соч. С. 131-132.
1 Оксамытный В.В. Указ. соч. С. 129.
2 См. об этом: Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М. 2001. С. 92.
3 См.: Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2002. С. 61.
1 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 61.
2 Клерикализм (лат. церковный) – политическое направление, использующее религию и церковь для усиления воздействия на все сферы общественной жизни (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 282).
3 Теократия (греч. Бог + власть) – форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви, духовенству (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 601).
4 Атеизм (фран. безбожие) – система воззрений, отвергающая, исходя из данных естествознания, всю совокупность религиозных представлений и является одной из существенных сторон материалистического мировоззрения (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 73).
5 Морозова Л.А. Указ. соч. С. 63-65.
1 Фомина С.В. Государственная церковь / Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. 2001. С. 206.
2 Государственная религия – религия, официально закрепленная в качестве государственного, господствующего, национального и т.п. вероисповедания в конституциях и других нормативных правовых актах того или иного государства. В таких государствах носителем государственной религии является государственная (господствующая) церковь. Идеология государственной религии оказывает значительное влияние на правосознание, воспитание и образование: например, в государственных и негосударственных образовательных учреждениях в обязательном порядке преподаются основы вероучения государственной религии. В процессе взаимодействия государства и церкви государственная религия становится регулятором многих внецерковных отношений, зачастую — источником права. Так, ислам — религия, занимающая первое место в мире по распространенности в качестве государственной религии. Ряд институтов мусульманского права обладает силой государственно-правовых институтов, построенных на основе религиозной догматики. В ряде стран шариат — система религиозных норм, регулирующих различные стороны жизни общества — обладает высшей юридической силой, является источником законодательства (Иран, Пакистан, Саудовская Аравия). В государствах с монархической формой правления монархи, как правило, должны исповедовать государственную религию, юридически они нередко возглавляют государственную церковь. В государствах, где существует государственная религия, правовой статус граждан может различаться в зависимости от того, исповедуют ли они государственную религию или другую религию. В некоторых странах граждане, не являющиеся последователями государственной религии, не принимаются на государственную службу, не обладают другими субъективными правами или ограничиваются в них, не пользуются льготами, установленными для приверженцев государственной религии или даже открыто преследуются, в особенности за перемену веры. Установление государственной религии несовместимо с подлинной свободой вероисповеданий и свободой совести. (Фомина С.В. Государственная религия / Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. 2001. С. 202).
1 Розенбаум Ю.А. Клерикальное государство / Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М. 2001. С. 424.
1 Афанасьев В.С. Типология государства / Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М. 2003. С. 337-338.