пятница, 15 июня 2012 г.

Реализации норм права

Тема: Реализации норм права
Вопросы:
1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
2. Применение норм права

1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
Понятие реализации норм права
Термин «реализация» - лат., вещественный, осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения.1
Профессор Морозова Людмила Александровна пишет, что под реализацией права принято понимать претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, физических лиц).2
Профессор Бабаев Владимир Константинович определяет реализацию норм права как претворение (воплощение) норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.3
Профессор Лейст Олег Эрнестович полагает, что реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм.3
Профессор Лазарев Валерий Васильевич в одном случае определяет реализацию права как осуществление правовых предписаний в правомерном поведении граждан, их организаций, органов государства.4 В другом, как деятельность, согласную с выраженной в законе воле. При этом эту деятельность В.В. Лазарев рассматривает как процесс и как конечный результат.5 Как конечный результат реализация права означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить или воздержаться от совершения определенных поступков и суммой фактически последовавших действий.6
По мнению В.В. Лазарева, реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны реализацию права автор, в одном случае, представляет как совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий.7 В другом, как материальную и духовную деятельность, которая совершается в соответствии с предписаниями правовых норм и приводит к определенным результатам: к упорядочению общественных отношений, преобразованию социальной действительности.8
Субъективную сторону в реализации права В.В. Лазарев, в одном случае характеризует как отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий.1 В другом, как ту или иную степень осознания деятельности граждан, их организаций, должностных лиц государственных органов.2
Профессор Леушин Владимир Ильич – реализация права – это осуществление юридически закрепленных и гарантированных государством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и их организаций.3
Профессор Сырых Владимир Михайлович – реализация права понимается как воплощение в действиях граждан, юридических лиц, государственных органов, должностных и иных лиц предписаний действующих норм права.4
Профессор Оксамытный Виталий Васильевич полагает, что реализация права – это процесс воплощения правовых предписаний в правовом поведении участников общественных отношений.1
Профессор Мухаев Рашид Тазитдинович полагает, что реализация права – это воплощение в жизнь его предписаний посредством осуществления закрепленных в нем субъективных прав и исполнения юридических обязанностей в правомерном поведении людей.2
Кандидат юридических наук Головистикова А.Н. – реализация правовых норм – такое поведение субъектов права, в котором воплощаются предписания правовых норм (правомерное поведение), практическая деятельность людей по осуществлению прав и выполнению юридических обязанностей. Иными словами, это воплощение в поступках людей требований, выраженных в общей форме в нормах права.5
Профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. под реализацией права понимают претворение, воплощение предписания юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).6
Формы (способы) реализации норм права
Профессор Лейст Олег Эрнестович полагает, что основными формами (способами) реализации правовых норм обычно называются
использование права,
исполнение обязанности,
соблюдения запретов,
применение правовых норм.
По его мнению, использование права осуществляется в трех формах.
Во-первых, это беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и др.).
Во-вторых, совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры), а также в соответствии с компетенцией – субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.).
В-третьих, осуществление участником правоотношения его возможностей:
1) определенного (правовой нормой или договором) поведения;
2) его требования соответствующих этому поведению действий других лиц;
3) в случае необходимости – обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права.
Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, то есть совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права.
Соблюдение права определяется как воздержание от совершения запрещенных нормами права действий.1
Профессор Лазарев В.В. полагает, что формы реализации правовых норм можно выделить по разным основаниям.
Так, с позиций уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений он называет три формы:
1) реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;
2) реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;
3) реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.
По субъекту реализации права В.В. Лазарев выделяет две формы:
индивидуальную и
коллективную.
По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, автор выделяет четыре формы:
соблюдение,
исполнение,
использование и
применение.
Соблюдением реализуются запрещающие нормы. Суть этой формы состоит в пассивном воздержании от совершения действий, находящихся под запретом.
Исполнение требует активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний.
Использование права направлено на осуществление правомочий лица и, следовательно, по его усмотрению здесь могут иметь место как активное, так и пассивное поведение.
Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.
(Лазарев В.В. Действие права. Реализация права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. М. 1999. С. 448).
Профессор Морозова Людмила Александровна – различает формы и способы реализации права.
Если к формам реализации права Л.А. Морозова относит –
соблюдение права,
исполнение права и
использование права,
то к способам реализации права –
использование убеждения или поощрения, а также
применение принуждения или
лишение каких-либо благ.
Названные формы реализации права определяются Л.А. Морозовой по характеру действий субъектов, степени их активности.
Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных нормами права. В данной форме реализуются запреты. Это пассивная форма действий.
Исполнение права предполагает активные действия по выполнению субъектом возложенных на него обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы.
Использование права выражается в осуществлении возможностей, предоставленных нормами права. В этой форме реализуются управомочивающие нормы права.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М. 2002. С. 281, 287.
Профессор Сырых Владимир Михайлович также говорит не о способах, а о формах реализации норм права.
Соблюдение – это такая форма реализации норм права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий.
Использование, то есть осуществление предоставленных гражданам и иным лицам субъективных прав в виде дозволений или правомочий.
Совершение действий в пользу управомоченного лица понимается как исполнение.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. М. 2001. С. 273-274.
Профессор Поляков Андрей Васильевич и доцент Тимошина Елена Владимировна в своей работе вообще не обозначили тему реализации норм права. Однако управомочивание, обязывание и запрет рассматривают как способы правового регулирования.
Управомочивание выражается в предоставлении субъекту правовой коммуникации определенных правомочий (субъективных прав).
Обязывание выражается в предписании совершить определенные действия (активная обязанность).
Запрет представляет собой возложение обязанности не совершать определенных действий (пассивная обязанность).
Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права: Учебник. СПб. 2005. С. 273.
Профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. отмечают, что в литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям.
По субъектному составу различают индивидуальную и коллективную формы реализации.
По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделают соблюдение, исполнение, использование и применение.
Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещенных правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В этой форме реализуются запрещающие нормы.
Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права.
Использование норм права – когда субъекты по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.
Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Формы реализации права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 412-413.
Исполнение норм права – форма реализации юридических норм, при которой субъекты правовых отношений выполняют юридические обязанности. Исполняя юридические нормы, субъекты права должны активно действовать и тем самым реализовывать так называемые обязывающие нормы права.
Использование – форма реализации норм права, при которой субъекты правовых отношений по своему усмотрению осуществляют юридические права. Используя юридические нормы, субъекты права могут действовать либо бездействовать и таким образом реализовывать управомочивающие нормы права.
Соблюдение – форма реализации норм права, при которой субъекты правовых отношений должны воздерживаться от совершения установленных запретов, противоправных действий. Соблюдая юридические нормы, субъекты права должны бездействовать и тем самым реализуются запрещающие нормы права.
2. Применение норм права
Понятие применение норм права
Профессор Лейст Олег Эрнестович полагает, что применением права называется особая форма его реализации – рассмотрение и решение дел управомоченными на то государственными органами или должностными лицами и принятие решений, определяющих юридическое значение установленных обстоятельств дела.3
Профессор Лазарев В.В. в одном случае применение права определяет как деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесение индивидуально-конкретных предписаний,4 в другом, как властную организующую деятельность компетентных органов и лиц, имеющая своей целью содействие адресатам правовых норм в реализации принадлежащих им прав и обязанностей, а также контроль за данным процессом.5
Профессор Сырых Владимир Михайлович под применением права понимает деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращекния правоотношений на основе действующих норм права.4
Профессор Леушин Владимир Ильич пишет, что применение права – это властная деятельность компетентных органов и лиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу на основе юридических фактов и конкретных правовых норм.3
Профессор Черданцев Александр Федорович применение права определяет как «властную деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для адресатов».1
Профессор Черданцев А.Ф. полагает, что применение права необходимо в следующих случаях:
а) когда права и обязанности субъектов не могут возникнуть без властного решения уполномоченного органа (право на пенсию);
б) в случаях конфликтов сторон (спор о правах, нарушения кем-либо права субъекта, спор между работником и работодателем по поводу увольнения, спор между продавцом и покупателем по поводу продажи некачественной вещи);
в) в случаях совершения правонарушения;
г) в случае необходимости установления подтверждения наличие факта, имеющего юридическое значение (об объявлении судом гражданина умершим, в случае если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, - в течение шести месяцев; военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий (ст. 45 ГК РФ).2
Профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. под применением права понимают одну из форм государственной деятельности, направленную на реализацию правовых предписаний в жизнь. При этом авторы определяют две формы применения права: оперативно-исполнительную и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью они понимают властную оперативную деятельность государственных органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Правоохранительная деятельность – это, по мнению авторов, деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.
Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Формы реализации права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 414.
Профессор Морозова Людмила Александровна под правоприменением понимает осуществляемую в установленных законом формах специально-юридическую деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Л.А. Морозова также как профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. выделяет два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М. 2002. С. 282.
Кандидат юридических наук Головистикова А.Н. определяет применение права как властную деятельность органов государства (или иных органов по уполномочию государства), которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу те или иные конкретные вопросы многогранной жизни общества. Автор как и профессора Морозова Л.А., Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. также определяет две формы применения права: оперативно-исполнительная деятельность и правоохранительная деятельность. Под оперативно-исполнительной деятельностью А.Н. Головистикова понимает организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (прием на работу, регистрация брака, решение о строительстве объекта промышленности и т.д.). Правоохранительная деятельность, по ее мнению, охватывает охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания (взыскания), а также принятие мер по предупреждению нарушений в будущем.5
Стадии (этапы) применения норм права.
Профессор Лейст Олег Эрнестович различает следующие стадии «реализации»1 права:
а) исследование обстоятельств дела и выбор правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение;
б) толкование текста нормативного акта.
В тексте источника более не говорится о стадиях применения норм права, но все же сказано, что исследование обстоятельств дела и их юридическая квалификация завершается подготовкой и принятием акта применения права к данному случаю и отношению.3
Профессор Лазарев В.В. говорит, в одном случае, о трех стадиях правоприменительной деятельности. При этом определяет их в следующей последовательности:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) установление юридической основы дела;
3) решение дела.5
В другом, о трех стадиях процесса применения права. При этом последовательность этих стадий излагает несколько в ином порядке:
1) установление юридической основы для разрешения дела;
2) установление фактической основы для разрешения дела;
3) вынесение решения по делу.4
Профессор Леушин Владимир Ильич определяет следующие стадии применения права:
1) установление фактических обстоятельств юридического дела;
2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению;
3) принятие решения по юридическом делу и его документальное оформление.3
Профессор Морозова Людмила Александровна определяет четыре главные стадии правоприменения:
1) установление фактической основы дела;
2) стадия юридической квалификации;
3) принятие решения по делу;
4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М. 2002. С. 284.
Профессор Сырых Владимир Михайлович пишет, «чтобы вынести законное, обоснованное и справедливое решение по делу, правоприменитель должен осуществить следующие действия:
1) убедиться в том, что изложенные в заявлении, ином источнике факты, обстоятельства действительно имели место и имеются достаточные основания для заведения (возбуждения) юридического дела;
2) выявить, каким в действительности были обстоятельства дела;
3) найти нормы права, на основе которых может быть разрешено дело;
4) осуществить юридическую квалификацию;
5) подготовить и принять решение по делу».4
Профессор Черданцев Александр Федорович определяет три стадии информационной модели правоприменительного процесса:
1) установление фактических обстоятельств (фактов);
2) выбор и анализ норм права;
3) вынесение решения и его документальное оформление.1
Профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. определяют три основных стадии процесса применения права:
1) установление фактической основы дела;
2) установление юридической основы дела;
3) принятие решения по делу.
Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Формы реализации права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 417.
Кандидат юридических наук Головистикова А.Н. определяет восемь стадий процесса применения права:
1) исследование фактических обстоятельств дела;
2) выбор нормы права;
3) проверка подлинности текста нормы;
4) анализ нормы с точки зрения ее законности;
5) анализ действия нормы во времени, пространстве и по кругу лиц;
6) анализ содержания нормы (толкование);
7) вынесение решения компетентным органом;
8) доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций.5
Стадии (этапы) применения норм права:
1) установление фактических обстоятельств юридического дела;
2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела;
3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление;
4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом.
1) установление фактических обстоятельств юридического дела
На этой стадии необходимо:
а) выявить и зафиксировать все факты, имеющие отношение к делу.
При этом выявление и фиксация фактов осуществляется:
в уголовно-правовых отношениях, например, путем составления протокола осмотра места преступления, с указанием в нем координат места и времени и способа совершения правонарушения, описания места преступления и фиксацией в этом протоколе следов преступления. Для установления фактических обстоятельств совершенного преступления также выдвигаются и отрабатываются различные версии, проводятся оперативно-розыскные мероприятия, одновременно при этом используются и применяются знания и опыт по криминалистике, криминологии, судебной медицине, юридической психологии и др.
в гражданско-правовых отношениях, например, путем оформления экспертом заключения о некачественном технически сложном товаре (автомобиль, телевизор, компьютер и т.д.).
в трудовых правоотношениях, например, путем составления письменного объяснения работником, совершим прогул или составления акта об отказе такого работника дать письменное объяснение.
б) знать, что факты2, которые будут положены в основу решения, должны отвечать требованиям
относимости,
допустимости,
полноты и
доказанности.
Требование относимости заключается в том, что в ходе применения устанавливаются, доказываются лишь те факты, которые относятся к данному делу. Так, в соответствии со ст. 59 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. В соответствии с ч. 1 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Требование допустимости означает, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Это требование закреплено, например, в ст. 60 Гражданского процессуального кодекса РФ. В этой статье предусмотрено, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Следует учесть, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. При этом суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (ст. 56 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ в качестве доказательств допускаются:
1) показания подозреваемого, обвиняемого;
2) показания потерпевшего, свидетеля;
3) заключение и показания эксперта;
3.1) заключение и показания специалиста;
4) вещественные доказательства (согласно ст. 81 УПК РФ вещественными доказательствами признаются любые предметы:
4.1 которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;
4.2 на которые были направлены преступные действия – имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем, иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела);
5) протоколы следственных и судебных действий;
6) иные документы.
Одновременно в ст. 75 этого же нормативного акта закреплено, что доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ, являются недопустимыми. К недопустимым доказательствам относятся:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, данные в ходе досудебного производства по уголовному делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные подозреваемым, обвиняемым в суде;
2) показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности;
3) иные доказательства, полученные с нарушением требований УПК РФ
Недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, то есть то, что при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию, а именно:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Требование полноты состоит в том, чтобы все факты, относящиеся к делу, были всесторонне и объективно проанализированы. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 77 УПК РФ признание обвиняемым своей вины в совершении преступления может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказательств.
Требование доказанности означает, что все факты, положенные в основу решения по делу были достоверными и обоснованными.
Под достоверностью в энциклопедическом словаре понимается форма существования истины3, обоснованной каким-либо способом, например, экспериментом, логичным доказательством.4
Под обоснованием (обоснованный, обосновать)5 в толковым словаре русского языка понимается соответственно – довод (мысль, суждение, приводимые в доказательство чего-нибудь, аргумент)6, обстоятельства подтвержденные фактами, подкрепленными доказательствами.
Доказывание есть исследование фактических обстоятельств посредством доказательств.1
Под доказательствами в энциклопедическом словаре понимаются фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения уголовного или гражданского дела. Доказательства содержатся в свидетельских показаниях; в вещах (предметах), имеющих отношение к делу; в заключениях экспертов, в протоколах и в других документах.2
Под доказательствами (судебными – в гражданском, арбитражном и уголовном процессе) понимается полученные в установленном законом порядке фактические данные, посредством которых суд, а также орган дознания, следователь, прокурор устанавливают обстоятельства имеющие значение для гражданского, арбитражного, уголовного, административного дела.
Под фактическими данными понимается информация как в виде сведений, исходящих от человека, так и в виде следов, изменений, новообразований, перемещений материальных предметов, которые могут отображать исследуемые обстоятельства.
В зависимости от юридической природы устанавливаемых обстоятельств различаются:
прямые доказательства, представляющие собой как таковые информацию о предмете доказывания, например, показания обвиняемого, сознавшегося в преступлении, показания свидетелей-очевидцев и
косвенные доказательства – информация о доказательственных фактах, которые подтверждают, опровергают или ставят под сомнение существование предмета доказывания.3
ст. 73 УПК РФ предусмотрено, что при производстве по уголовному делу подлежит доказыванию:
1) событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);
2) виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы;
3) обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;
4) характер и размер вреда, причиненного преступлением;
5) обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния;
6) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание;
7) обстоятельства, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
2) выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению,
а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
На этой стадии правоприменительного процесса необходимо:
а) определить соответствующий данным фактическим обстоятельствам нормативный правовой акт;
б) найти в нормативном правовом акте соответствующую норму права, которая относится к данным фактам;
в) проверить является ли этот источник права (нормативный правовой акт) официальным, а юридическая норма действующей, не отменена ли она, не изменена, либо не дополнена ли. При юридическом анализе дела обязательно следует учесть эти изменения и дополнения;
г) провести юридический анализ соотношения смыслового содержания юридической нормы с фактическими обстоятельствами дела (юридическая квалификация фактических обстоятельств дела).
3) принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление


Понятие правоприменительного акта
Профессор Лейст Олег Эрнестович пишет, что «акт применения права является юридическим фактом, порождающим определенные правовые последствия…, который должен быть принят управомоченным государственным органом или должностным лицом в установленном для этого процессуальном порядке и соответствовать ряду формальных требований. В акте должны быть обозначены: наименование органа, принявшего этот акт; дата принятии; точное наименование дела, которое решено этим актом; установленные обстоятельства, имеющие юридическое значение для этого дела (юридические факты; иногда требуется перечень основных доказательств, их подтверждающих); юридические выводы из установленных обстоятельств».3
У профессора Лазарева В.В. нет и единого взгляда на вопрос об определении понятия правоприменительного акта. Так, в одном случае этот акт им определяется как документ, в котором содержится индивидуально-конкретное предписание, вынесенное компетентным органом в итоге решения юридического дела.4 В другом, этот документ он определяет как государственно-властный, индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.5
Профессор Черданцев Александр Федорович определяет акт применения как документ, в котором содержится властное решение по конкретному делу.1
Профессор Леушин Владимир Ильич определяет акт применения права как правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.3 Автор также отмечает, что правоприменительные акты – документы юрисдикционного1 характера имеют четкую структуру и состоят из четырех частей:
1) вводная часть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.), место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу;
2) описательная часть (М.П. – констатирующая часть) содержит указания на юридические факты, которые явились предметом рассмотрения, указывается – когда, где, при каких обстоятельствах и каким способом совершены деяния;
3) мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменитель;
4) резолютивная часть содержит решение по делу (о правах и обязанностях, об избранной мере юридической ответственности, об установлении юридического факта и т.д.).3
Профессор Морозова Людмила Александровна хотя и не дает определение понятия правоприменительному акту, но говорит о его характеристики. Так, она к обязательным реквизитам акта применения норм права относит: его наименование; время и место принятия; название органа или должностного лица, принявшего данный акт; подписи соответствующих должностных лиц; необходимые печати. По его мнению, правоприменительный акт состоит из четырех частей: вводной, где указываются реквизиты, и по какому делу принято решение; описательной, где излагаются факты, ставшие предметом рассмотрения правоприменительного органа; мотивировочной, содержащей оценку доказательств и юридически значимых фактов, юридическую квалификацию дела и ссылки на соответствующие процессуальные нормы; резолютивной, в которой формулируется конкретное решение, в том числе избирается в пределах закона мера юридической ответственности.
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М. 2002. С. 284-285.
Профессор Сырых Владимир Михайлович полагает, что «акт применения нормы права представляет собой правовой акт, изданный компетентным государственным органом или должностным лицом и устанавливающий права, обязанности участников конкретных правоотношений либо меру ответственности конкретных лиц за совершенное правонарушение».4
Профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. понимают под актом применения официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений.
Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Формы реализации права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 419-420.
Виды (классификация) правоприменительных актов
Профессор Григорьев Ф.А. и доцент Черкасов А.Д. в своей работе представили развернутую классификацию актов применения норм права. Они пишут, что правоприменительные акты принимают практически все органы государства, в различных сферах общественной жизни, в связи с урегулированием различных жизненных ситуаций и т.д., что обусловливает их разнообразие. Поэтому, полагают авторы, классификация правоприменительных актов на виды может проводиться по различным основаниям. А.Ф. Григорьев и А.Д. Черкасов классифицируют акты применения права по следующим основаниям:
1. По субъектам, осуществляющим применение права –
а) акты государственных органов и общественных организаций;
б) акты главы государства — Президента РФ; в) акты федеральных органов власти и управления;
г) акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации;
д) акты органов правосудия;
е) акты органов прокуратуры;
и) акты органов надзора и контроля;
ж) акты коллегиальные и единоличные.
2. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслям применяемых норм различают:
а) акты конституционно-правовые;
б) акты административно-правовые;
в) акты уголовно-правовые;
г) акты применения материального и процессуального права.
3. По форме правоприменительной деятельности можно выделить:
а) акты исполнительные, связанные с применением диспозиции нормы права, имеющей дозволяющее содержание, и призванные наиболее эффективно регулировать многообразные проявления правомерного поведения;
б) акты правоохранительные, связанные с реализацией правовых санкций за совершенное правонарушение, а также с применением мер по их предупреждению.
4. По функциональному признаку, т.е. по их месту в механизме правового регулирования, выделяют два вида:
а) акты-регламентаторы, определяющие субъектов конкретного отношения; указывающие объем их субъективных прав и юридических обязанностей; предусматривающие моменты возникновения конкретного правоотношения, условия его развития и прекращения;
б) правообеспечительные акты, которые также выполняют известную роль в индивидуальном регламентировании общественных отношений.
Но это не основное их назначение. Функции актов этого вида состоят главным образом в том, чтобы на основе властных полномочий компетентных органов обеспечить реализацию правоотношений и, следовательно, достижение целей правового регулирования.
5. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты-документы и акты-действия.
Правоприменительный акт-документ — это надлежаще оформленное решение компетентного органа, составленное в письменном виде, поскольку требуется строгая определенность в фиксации, например, фактических обстоятельств расследуемого дела, применении мер государственного принуждения и т.д. Все это позволяет точно установить содержание акта, проверить законность и обоснованность его издания.
Акты-документы имеют различную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа и значением рассматриваемых вопросов, а также юридической силой решения и процедурой его принятия.
По структуре их можно разделить на акты-документы:
а) включающие все четыре его составные части — вводную, описательную (констатирующую), мотивировочную и резолютивную (приговор или решение суда, другие юрисдикционные акты);
б) состоящие из трех частей — вводной, описательной, резолютивной, что характерно для следственных и административных протоколов;
в) содержащие две части — вводную и резолютивную (акты-разрешения на совершение определенных действий);
г) не имеющие указанных разделов, за исключением резолютивной части (резолюции «утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п., наложенные должностным лицом на соответствующих документах).
По наименованию правоприменительные акты-документы подразделяются на указы, постановления, приказы, протоколы, приговоры, решения", предписания и т.д.
Правоприменительные акты-действия делятся на словесные и конклюдентные. Словесные акты применения права-действия — это, к примеру, устные распоряжения руководителя органа, отдаваемые подчиненным и т.п.
Конклюдентные1 правоприменительные акты-действия совершаются посредством сочетания определенных жестов, движений и тому подобных действий, явно и наглядно выражающих решение субъекта применения права (жесты милиционера, осуществляющего регулирование движения транспорта и пешеходов).
Как и письменные, правоприменительные акты-действия обладают властной силой и влекут юридические последствия. Отказ от выполнения или ненадлежащее их выполнение может повлечь дисциплинарную, административную, материальную, уголовную ответственность.
6. По своему юридическому значению акты применения права могут быть подразделены на основные и вспомогательные. Основные — это акты, которые содержат завершенное решение по юридическому делу (приговор, решение суда). Вспомогательными считаются такие акты, которые содержат предписания, подготавливающие издание основных актов (надзора и контроля, процедурно-процессуальные).
7. В зависимости от действия во времени правоприменительные акты делятся на акты однократного действия (наложение штрафа) и длящиеся (регистрация брака, назначение пенсии и др.).2
Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что правоприменительные акты имеют много общих черт с нормативными правовыми актами, но между ними и немало различий. К общим чертам относятся:
и нормативные правовые, и правоприменительные акты издаются государственными органами и полномочными должностными лицами и представляют собой государственно-властное веление;
и те и другие акты обязательны для исполнения, обеспечены государственным принуждением;
имеют определенную форму, которая должна соответствовать требованиям юридической техники.
Различия между рассматриваемыми актами состоят в следующем: правоприменительный акт регулирует единичное конкретное правоотношение, а нормативный правовой акт — общие по своему характеру отношения и устанавливает общую модель поведения;
нормативный правовой акт является источником права, а правоприменительный акт, по общему правилу, таковым не считается; он не создает новых норм права, а сам принимается на основе действующих норм права и служит средством перевода общеобязательных установлений государства в сферу конкретных жизненных случаев;
нормативный правовой акт распространяет свое действие на неопределенное число фактов и лиц, а правоприменительный акт действует лишь в отношении точно установленных лиц, фактов, действий;
правоприменительный акт характеризуется однократным действием, а нормативный акт рассчитан на неопределенное время и многократность реализации;
нормативный акт всегда имеет письменную форму, а правоприменительный акт помимо письменной формы может приниматься и устно, например устное распоряжение руководителя администрации предприятия, учреждения, или в форме жестов, так называемое конклюдентное действие, например жест регулировщика дорожного движения;
решение, содержащееся в правоприменительном акте, не может выходить за пределы нормативного акта, за пределы общей нормы права.
По своей природе и характеру правоприменительные акты разнообразны и классифицируются по различным основаниям.
1. По характеру регулятивного воздействия на общественные отношения акты подразделяются на: исполнительные и правоохранительные.
Исполнительные правоприменительные акты констатируют воз¬никновение конкретных прав и обязанностей субъектов в связи с их правомерным поведением.
Правоохранительные акты издаются в профилактических целях или для охраны норм права от возможных нарушений, например акты следственных, судебных, прокурорских органов.
2. По субъектам-правоприменителям выделяют акты главы государства, правительственные акты, акты юрисдикционных органов, органов государственного управления.
3. По форме различаются указы Президента ненормативного характера, приказы, протоколы, решения и др.
4. По способу принятия (процедуре) акты могут быть коллегиальными и единоначальными.
5. По юридическому значению правоприменительные акты делятся на основные и вспомогательные. К основным обычно относят решения суда по гражданским делам, приговоры, решения органа социального обеспечения о назначении пенсии. Группу вспомогательных актов составляют протоколы осмотра места происшествия, очной ставки, постановление суда о назначении медицинской экспертизы, о наложении ареста на имущество для обеспечения иска и др.
6. По способам выражения правоприменительного решения акты делятся на:
а) акты-документы;
б) акты-действия (например, удаление свидетеля из зала суда);
в) акты-символы (дорожные знаки, обозначение запретной зоны).
7. По времени действия акты могут быть однократного (одномоментного) действия (например, штраф, взимаемый контролером за безбилетный проезд) и длящегося действия (например, выплата назначенной пенсии, действие приговора суда).
Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М. 2002. С. 285-287.

4) исполнение правоприменительного акта и контроль за правильностью действий правоприменителя и достигнутым результатом