пятница, 15 июня 2012 г.

Функции государства

Тема № 6: Функции государства
Учебные вопросы:
1. Понятие и классификация функций государства
2. Внутренние функции государства
3. Внешние функции государства
4. Формы и методы осуществления функций государства


1. Понятие и классификация функций государства
Слово «функция» латинское, в переводе на русский язык означает осуществление, исполнение.

В отечественных словарях смысловое содержание данного термина определяется неоднозначно.

Так, в одном из философских словарей функция – это внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений, например, функция органов чувств в организме, функция денег, функции государства в обществе.1

В Современном словаре иностранных слов этот термин определяется, в одном случае, как обязанность, круг деятельности, назначение, роль, в другом – как специфическая деятельность животного или растительного организма, его органов, тканей и клеток.2

В Толковом словаре русского языка термин функция рассматривается также в нескольких значениях:


1) в философии – это явление, зависящее от другого и изменяющееся по мере изменения этого другого явления;

2) в математике – это закон, по которому каждому значению переменной величины (аргумента) ставится в соответствие некоторая определенная величина, а также сама эта величина;

3) работа, производимая органом, организмом (функция желез);

4) роль, значение чего-нибудь;

5) обязанность, круг деятельности (служебная функция).3

В современной отечественной правовой литературе понятие функций государства определяется как:

а) основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами (проф. Корельский Виктор Михайлович);4

б) основные направления его деятельности, обусловленные сущностью, социальным назначением и его формой, обеспечиваемые механизмом государства (проф. Перевалов Виктор Дмитриевич);1

в) особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом (проф. Морозова Людмила Александровна);2

г) основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач (проф. Лазарев Валерий Васильевич);3

д) определяемые конкретно-историческими условиями существования государства его основные направления деятельности по управлению делами общества, осуществляемой в присущих им формах и с помощью специфических методов (проф. Сырых Владимир Михайлович);4

е) основные направления деятельности государства в решении задач, стоящих перед ним в различные этапы своего развития, посредством специальных форм и методов их реализации (проф. Оксамытный Виталий Васильевич);5

ж) основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, так и общесоциальной его сущностью и социальным назначением (проф. Комаров Сергей Александрович);6

з) основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение (проф. Байтин Михаил Иосифович);7

и) главные направления деятельности государства, обеспечивающие упорядочивание общественных отношений, стабильность и поступательность в развитии общества (проф. Мухаев Рашид Тазитдинович).8

Классификация функций государства может быть проведена по различным основаниям.

В соответствии с принципом разделения государственной власти функции государства могут быть законодательными, управленческими и судебными.

По времени действия функции государства можно подразделить на постоянные и временные. Первые выполняются на протяжении длительного времени (политические, экономические, правоохранительные и др.), а вторые – обусловлены спецификой общественного развития на определенных этапах и выполняются на протяжении определенного времени (ликвидация чрезвычайных ситуаций – лесных пожаров, землетрясений, наводнений, вооруженных конфликтов и др.).

По социальной значимости функции государства могут быть главными, основными и второстепенными, вспомогательными, производными. К главным функциям государства можно отнести правотворческую, социальную, экологическую, обеспечение правового порядка и другие не менее важные функции. Вспомогательными функциями государства являются такие основные направления деятельности государства, которые направлены на обеспечение выполнения основных функций государства. Такими функциями государства могут быть, например, функции аппарата законотворческих органов, которые направлены на обеспечение деятельности Государственной Думы, Совета Федерации (финансовое, техническое, информационное, кадровое и иное обеспечение). Или, например, деятельность гражданского персонала в воинских формированиях, а также в правоохранительных и судебных органах.

По направлениям деятельности государства его функции могут быть внутренними и внешними.

8.2. Внутренние функции государства

Внутренние функции государства – это такие основные направления его деятельности, посредством которых решаются внутренние проблемы государства в пределах государственных границ.

Основными внутренними функциями государства являются политические, экономические, социальные, правоохранительные, судебные, экологические и другие функции.

Политическая функция государства – это деятельность государства по организации и осуществлению публичной власти в обществе. Она, в частности, выражается в деятельности государства по формированию:

а) органов публичной власти посредством организации и проведения выборов (представительных органов), либо принятия соответствующих правовых актов о их создании (исполнительных органов);

б) политической системы общества посредством признания легальности (законности) создания и функционирования элементов ее институциональной структуры (политических партий, религиозных организаций, средств массовой информации и др.), а также посредством установления запрета на деятельность экстремистских1 организаций (фашистских,2 партий и антисемитских3 организаций) и средств массовой информации, которые используются в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость.4

Политическая функция государства проявляется также в деятельности его органов по привлечению населения к управлению делами государства. Так, к примеру, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право:

а) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

б) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

в) на равный доступ к государственной службе;

г) участвовать в отправлении правосудия. Вместе с тем гражданин не имеет права избирать и быть избранными, если он признан судом недееспособными, а также если содержится в месте лишения свободы по приговору суда.5

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел.1

К политическим функциям государства относится признание и развитие демократических институтов в обществе. К ним, в частности, могут быть отнесены: институт народной правотворческой инициативы,2 институт Общественной палаты Российской Федерации,3 институт отзыва депутата, институт публичных слушаний проектов правовых актов органов публичной власти, институт опроса граждан и др.

Экономическая функция государства – это деятельность государства по регулированию отношений в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, в сфере оказания различного рода услуг и выполнения работ.

Экономическая функция выражается в воздействии (степени влияния) государства на процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, т.е. общего объема произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

В зависимости от вида политического режима государство осуществляет регулирование экономических отношений либо на основе принципов централизации, плановости (уравнительного распределения произведенного общественного продукта), либо на основе принципов децентрализации, спроса и предложения.

В условиях реализации принципов централизованного регулирования экономических отношений, приоритета государственной собственности над всеми иными формами собственности, государство непосредственно определяет (планирует, контролирует) объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, выполнения работ и оказания услуг.

В условиях реализации принципов децентрализованного регулирования экономическими отношениями, равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции, экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования (спроса и предложении) и разумных ограничений (запретов) деятельности государства в этой сфере.

Что касается России, то здесь:

а) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

б) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ);

в) предусмотрено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской1 и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

г) не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).

Другой вопрос – насколько эти конституционные положения эффективно обеспечиваются и реализуются органами публичной власти в процессе регулирования экономических отношений. Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования являются на основании ст. 124 Гражданского кодекса РФ субъектами гражданского права. Перечисленные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К названным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К разновидностям экономической функции государства можно отнести функции налогообложения и финансового контроля, формирования и расходование бюджетов всех уровней публичной власти. Любое государство без налогов существовать не может, поскольку они предназначены:

1) для содержания государственного аппарата – государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти;

2) для выполнения социальных функций, выплат пенсий, пособий, дотаций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе), субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов), субсидий (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; 3) для обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

Социальная функция государства – это деятельность государства по регулированию отношений в сфере уровня жизни населения, здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта, пенсионного обеспечения.

Социальная функция выражается в обеспечении государством общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи в Российской Федерации должны:

а) охраняться труд и здоровье людей;

б) устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда;

в) обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

г) развиваться система социальных служб и устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948, ч. 1 ст. 25) провозглашено право каждого на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (приложение 10).1

В Декларации прав и свобод человека и гражданина (приложение 11), принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1, названное право каждого в части жизненного уровня для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи не нашло своего закрепления. В этом документе говорится только лишь о праве каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях (ч. 1 ст. 26), а также об уровне жизни применительно к пенсии, которая, как и пособия, а также другие виды социальной помощи, должна обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума (ч. 2 ст. 26).1

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (приложение 12) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины (приложение 13) и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ, а в субъектах федерации – в порядке, установленном их законами.1

В соответствии со ст. 3 Закона Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. № 258-ОЗ «О порядке установления прожиточного минимума в Новосибирской области» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения области устанавливается ежеквартально губернатором области не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.2 В настоящее время Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14 октября 2005 г. № 552 была установлена величина прожиточного минимума в Новосибирской области за III квартал 2005 г. в расчете на душу населения 2 961 р., по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения – 3 242 р., пенсионеров – 2 184 р., детей – 2 921 р.3

Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 24 июля 2001 г. № 682 была утверждена методика исчисления величины прожиточного минимума в Новосибирской области, которая действует и по сей день (приложение 14).4 Согласно этому документу, например: а) стоимость одного мужского пальто составляет 730 р., которое мужчина должен носить 8 лет; б) стоимость костюма – 890 р., а срок его износа – 5 лет; в) стоимость одной пары ботинок – 231 р., а срок их износа – 3 года. В этом документе это не единственный пример. Аналогичные расчеты есть и по другим видам товаров.

Несомненно, подобного рода расчеты позволяют в какой-то степени говорить о социальных гарантиях для неимущей части населения. Но все же эти расчеты вызывают сомнения не только с точки зрения потребительских цен на рынке товаров и уровня развития экономики страны, но, прежде всего, с научной точки зрения.

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА

Статья 1. Установить минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года в сумме 4 330 рублей в месяц. (статья 1 в ред. Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ)

Статья 3. Минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.

Согласно ст. 25 упомянутой ранее Декларации прав и свобод человека и гражданина каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону.

В ст. 41 Конституции РФ предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения должна оказываться гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 41 Конституции РФ

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В Российской Федерации должны:

а) финансироваться федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения;

б) приниматься меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения;

в) поощряться деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Однако, по мнению З.В. Каменева, в современных условиях наблюдается обострение противоречия между ограниченными ресурсами здравоохранения и доступностью медицинской помощи. Министр здравоохранения России в 2002 г. назвал «бесплатное здравоохранение величайшим обманом ХХ века». И хотя речь шла не об отказе от бесплатной медицинской помощи, тем не менее было подчеркнуто, что на осуществление всего объема медицинской помощи необходимого качества на сегодняшний день у государства нет средств.1

Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.1 Следовательно, для реализации права, предусмотренного в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, необходимо, чтобы были определены порядок и критерии отнесения граждан к нуждающимся в такой охране. Без этого данное право реализовать невозможно.

Все правомочия, составляющие право на получение медицинской помощи, как и само право на медицинскую помощь, предполагают не только определенное поведение управомоченного лица, но и обеспеченность средствами защиты, что позволяет говорить о субъективном характере права граждан на получение медицинской помощи. Чтобы определить понятие «медицинская помощь» как объект конституционного права, следует рассматривать медицину как определенный вид человеческой деятельности. Объектом медицинской деятельности является организм человека в целом, а также его отдельные органы и ткани. Один из определяющих признаков медицинской помощи – его предметность (целенаправленность), что должно найти свое отражение в определении понятия.

Цель и критерий эффективности медицинской помощи не определяются достижением какого-либо экономического результата. Еще Авиценна (Ибн Сина, 980-1037, ученый, философ, врач, жил в Средней Азии и Иране) так определял медицину: «Я утверждаю, что медицина – наука, познающая состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено...». За сотни лет это определение медицины мало изменилось. Наиболее общим современным определением медицины является следующее: «Медицина – система научных знаний и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней».1

«И если Ф. Бэкон (Френсис, 1561-1626, англ. философ, родоначальник английского материализма), – пишет З.В. Каменев, – определял в медицине только три задачи – сохранение здоровья, лечение болезней, продление жизни, то в современной литературе указывается на пять основных направлений развития медицины: поддержание и сохранение состояния здоровья, коррекция нормальной и патологической жизнедеятельности, регуляция жизненных процессов, управление человеческой жизнедеятельностью и в известной мере ее конструирование».2

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 22 июля 1993 года № 5487-1 «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности (ст. 20). Данное определение медицинской помощи берет за основу, во-первых, обстоятельства, при наступлении которых оказывается медицинская помощь (заболевание, утрата трудоспособности и иные случаи), во-вторых, виды медицинской помощи (профилактическая, диагностическая и т.д.).

В литературе предлагается понимать под медицинской помощью «социально и доктринно обусловленный комплекс организационных, тактических, реабилитационных, деонтологических действий, обеспечивающих в оптимально короткий срок полный или частичный переход от состояния болезни к преморбидному состоянию физического, душевного и социального благополучия человека в системе его жизнедеятельности».1 Обращает на себя внимание то, что данное определение исходит из общего понятия – комплекса действий, подчеркивает обоснованность, оптимальность, обусловленность и целенаправленность медицинской помощи, но, к сожалению, в качестве основания оказания медицинской помощи называется только болезнь.

Понятие болезни отличается многообразием и относительностью. Его определяют как «состояние организма, при котором утрачивается способность полноценно выполнять те или иные функции» или как «процесс развития в организме – в его целом или в отдельных частях и органах – отклонений от физиологической и анатомической нормы, нарушающих правильность жизненных отправлений организма». Отмечается, что «современное состояние знаний о болезни не всегда дает возможность не только установить момент начала болезни, но и провести резкую грань между нормальным и патологическим состоянием организма».2

Определение медицинской помощи помимо упоминания на преследуемую цель должно указывать на средства и методы воздействия на организм человека. Под вмешательством в сферу здоровья человека согласно Международной конвенции по правам человека в области медицины (1988 г.) понимается такое «воздействие на организм человека физическими, химическими, биологическими, хирургическими, психологическими и иными способами, применение которых может повлечь за собой нарушение процессов целостности организма или отдельных его органов и тканей, нормального функционирования органов, их систем или всего организма в целом, а также смерть человека». Учитывая приведенную формулировку, З.В. Каменев определил термин «медицинская помощь», как деятельность медицинского учреждения (медицинского работника) по оказанию услуг в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения либо восстановления физического и психического здоровья человека, регулирования, управления и конструирования жизнедеятельности человеческого организма с использованием всех дозволенных методов и технологий.1

В ч. 1 ст. 43 Конституции РФ признается право каждого человека на образование в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 26) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13).

Право на образование – это право человека на получение определенной суммы знаний, культурных навыков, профессиональной ориентации, необходимых для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного уровня (ценза), что удостоверяется соответствующим документом.

Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с отечественным законодательством и нормами международного права. Основным актом, регулирующим отношения в области образования, является Закон РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»,2 в котором определены принципы государственной политики в этой области.

В ст. 1 названного закона сфера образования рассматривается в качестве приоритетной (наиболее важной, требующей первоочередного обеспечения). Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине;

б) единство федерального, культурного и образовательного пространства; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

в) общедоступность образования;

г) приспособленность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

д) светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях; свобода и плюрализм в образовании;

е) демократический, государственно-общественный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений. Все органы государственной власти, образовательные учреждения, органы местного самоуправления обязаны в своей деятельности проводить в жизнь эти принципы.

В ч. 2 ст. 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование – это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы или приравненного к ней иного образовательного учреждения. Получение полного (среднего) общего образования в объеме 10 – 11 классов является личным делом каждого. В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство гарантирует общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Гражданам России на ее территории гарантируется возможность получения образования, независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, социального происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.

Под системой образования понимается совокупность:

а) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

б) реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов;

в) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. Виды образовательных программ и общие требования к ним предусматриваются ст. 9 Закона РФ «Об образовании». Реализуются образовательные программы в образовательных учреждениях следующих типов:

а) дошкольных;

б) общеобразовательных (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

в) начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

г) дополнительного образования взрослых;

д) специальных (коррекционных) – для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

е) дополнительного образования;

ж) для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

з) дополнительного образования детей;

и) других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс.

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть

государственными,

муниципальными,

негосударственными (частными, общественных и религиозных объединений).

Государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Конституции РФ государство гарантирует получение бесплатно на конкурсной основе среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые (ст. 5 Закона РФ «Об образовании»). Лицам, получившим высшее образование, предоставляется возможность получения послевузовского профессионального образования для повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации и получения ученой степени. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Основой государственных гарантий получения гражданами образования является государственное и муниципальное финансирование образования. Образовательные учреждения, независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов в части уставной непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю.

Негосударственные образовательные учреждения вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения негосударственного образовательного учреждения и обучающегося, воспитанника, его родителей (законных представителей) регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Основное общее образование – это образование в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В 10, 11 классы прием учащихся осуществляется только по их желанию. Конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или их законных представителей. Вместе с тем ст. 19 Закона РФ «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.

Часть 5 ст. 43 Конституции РФ предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный образовательный стандарт – это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.

Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации. Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта реализуются, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об образовании». В настоящее время действуют Правила разработки, утверждения и введения в действие Государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36.1 Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, независимо от форм получения образования. Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.

В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст. 10 Закона РФ «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке. При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии устанавливаются Конституцией РФ (ч. 2 ст. 39) и в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,1 Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».2

Статья 39 Конституция РФ

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными федеральным законом. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Видами трудовых пенсий являются: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца. Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей: 1) базовой части; 2) страховой части; 3) накопительной части.

Размеры трудовых пенсий определены в главе 4 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Размер базовой части трудовой пенсии по старости в настоящее время (на 1 января 2006 г.) составляет 900 рублей в месяц. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 1 800 рублей в месяц. Размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т, где СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК – сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).

Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: НЧ = ПН / Т, где НЧ – размер накопительной части трудовой пенсии; ПН – сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости; Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом.

Размер трудовой пенсии по старости определяется по формуле: П = БЧ + СЧ + НЧ, где П – размер трудовой пенсии по старости; БЧ – базовая часть трудовой пенсии по старости; СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости; НЧ – накопительная часть трудовой пенсии по старости.

По мнению профессора Черданцева Александра Федоровича, развитие социальной функции в нашем отечестве связано с социалистическим государством, которое обеспечивало бесплатное образование, здравоохранение, пользование санаториями, домами отдыха, спортивными сооружениями, страхованием на случай болезни, родов, пенсиями по старости и инвалидности и т.д. «Либеральная политика современной России, – пишет А.Ф. Черданцев, – фактически направлена на свертывание социальных услуг государства в указанных сферах. Образование и здравоохранение все больше становятся платными. Пенсии не обеспечивают достойного существования ветеранов труда. Лица, получающие доход ниже прожиточного минимума, составляют почти треть населения, сотни тысяч бездомных – взрослых и беспризорных детей. Государство не обеспечивает сохранность населения. Ежегодно население России убывает почти на один миллион».1

К другим весьма важным внутренним функциям государства можно отнести

функцию охраны прав и свобод человека и гражданина,

Статья 21 Конституции РФ

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

Статья 52

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Статья 82

1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

функцию обеспечения законности и правового порядка,

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

экологическую функцию.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

3. Внешние функции государства

Внешние функции государства – это такие основные направления его деятельности, посредством которых решаются межгосударственные проблемы затрагивающие границу государства либо за ее пределами. К основным внешним функциям государства относятся: функция обороны, функция интеграции в мировую экономику, функция поддержания мирового порядка, функция сотрудничества в социальной, правовой, научной, культурной и других сферах взаимных интересов государств.

Функция обороны – это деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. Эта функция выражается в предотвращении и отражении возможной агрессии со стороны других стран и имеет следующие задачи:

1) защиты независимости и территориальной целостности государства;

2) организации борьбы против подрывной деятельности иностранных государств.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

а) стремлением отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

б) опасностью ослабления политического, экономического и военного влияния России в мире;

в) укреплением военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

г) возможностью появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

д) распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки;

е) ослаблением интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

ж) возникновением и эскалацией конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств - участников Содружества Независимых Государств;

з) притязаниями на территорию Российской Федерации.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России.

Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере. Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем, что приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.1

Обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI веке, при рациональных затратах на национальную оборону.

Вооруженные Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности.

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов:

1) применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;

2) применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Важная роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и научно - технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке вооружений.1

Важнейшей задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия, против России и ее союзников. Российская Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству - агрессору или коалиции государств в любых условиях обстановки.

Национальные интересы Российской Федерации требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.

Функция поддержания мирового порядка заключается в предотвращении войн и вооруженных конфликтов в мире. В этой связи Российская Федерация отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам регулирования международных конфликтов.

Функция поддержания мирового порядка выражается:

1) в деятельности соответствующих органов государства по разоружению, ликвидации и предотвращению распространения ядерного оружия, в запрещении его применения;

2) в обеспечении совместных действий государств в борьбе с организованной преступностью, контрабандой, наркобизнесом, нелегальной миграцией, международным терроризмом;

3) в регулировании межнациональных и межконфессиональных конфликтов;

4) в соблюдении принципа территориальной целостности государств и признании нерушимости существующих границ.

Функция интеграции в мировую экономику выражается в межгосударственных взаимоотношениях по вопросам производства, распределения, обмена и потребления мирового общественного продукта, т.е. по вопросам создания и распределения товаров, выполнения работ и оказания услуг. Экономическая интеграция базируется на следующих принципах:

1) признание экономического суверенитета каждого государства (каждое государство свободно может распоряжаться произведенным общественным продуктом и своими ресурсами);

2) свобода выбора форм интеграционных связей;

3) равенство и взаимовыгодное экономическое сотрудничество, исключение дискриминационных мер. Названные принципы предполагают систему международно-правовой и государственно-правовой защиты права собственности и иностранных инвестиций от национализации и экспроприации и применение этих институтов в равной степени к каждому государству, участнику (субъекту) международных отношений.

Функция межгосударственного сотрудничества – это совместная, обоюдовыгодная деятельность государств между собой в социальной, правовой, научной, культурной и других сферах взаимных интересов государств, а также в решении глобальных проблем. Данная функция проявляется:

1) в создании соответствующих межгосударственных неправительственных организаций, их совместной работе и координации деятельности;

2) в международной экологической сфере по ограничению вредных воздействий на мировую окружающую среду;

3) в международной деятельности по рациональному использованию мировых природных ресурсов

4. Формы и методы осуществления функций государства

В отечественной учебной литературе понятие «формы осуществления функций государства» определяется как:

а) деятельность основных элементов механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций;

б) однородная по своим признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (проф. Байтин Михаил Иосифович);1

в) виды деятельности органов государства по осуществлению его функций (проф. Малько Александр Васильевич).1

Профессор Морозова Людмила Александровна отмечает, что формы реализации функций государства показывают, какое внешнее выражение приобретает деятельность государства, как она оформлена.2

Ученые различают правовые и неправовые формы реализации функций государства.

Под правовыми формами осуществления функций государства профессор Байтин Михаил Иосифович понимает однородную по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанную с изданием юридических актов. Такими формами, на взгляд автора, является

правотворческая,

правоприменительная,

оперативно-исполнительная и

правоохранительная деятельность государственных органов.

Под неправовыми формами осуществления функций государства М.И. Байтин понимает однородную по своим внешним признакам деятельность государственных органов, которая не влечет за собой правовых последствий, но реализуются в пределах предусмотренного законодательством правового регулирования.

Неправовые формы являются организационными и к ним М.И. Байтин относит

регламентирующую,

хозяйственную и

идеологическую деятельность государственных органов.3

К правовым формам профессор Морозова Людмила Александровна относит

законодательную (правотворческую),

управленческую (исполнительную),

судебную (правоохранительную) и

контрольно-надзорную деятельность государственных органов.

профессор Морозова Людмила Александровна к организационным формам относит создание конкретных государственных органов, их структурных подразделений, материальное обеспечение их работы, подбор кадров специалистов, технически обслуживающего персонала, делопроизводство, статистику.4

В правовых формах, полагает профессор Корельский Виктор Михайлович, отражаются взаимосвязь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно, отмечает ученый, выделяют три правовые формы осуществления функций государства – правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную. К названным видам правовых формам реализации функций государства В.М. Корельский относит еще и договорную форму. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Ученый не называет виды неправовых форм реализации функций государства, но в качестве примера приводит подготовительную работу по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан.1

Профессор Оксамытный Виталий Васильевич к правовым формам осуществления функций государства относит правотворческую, правореализующую и правообеспечивающую формы, а к неправовым – подготовительную деятельность по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, рабочее планирование, инструктирование, проведение совещаний, текущий контроль за исполнением принятых решений.2

Методы осуществления функций государства в отечественной правовой литературе определяются как:

а) способы, средства, приемы, используемые при функционировании государства (проф. Морозова Людмила Александровна);3

б) способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции (проф. Малько Александр Васильевич).4

К методам осуществления функций государства В.М. Корельский относит:

1) методы убеждения и принуждения при выполнении правоохранительной функции;

2) методы прогнозирования, планирования, льготного кредитования и инвестирования, государственного субсидирования, защиты потребителей при реализации экономической функции.1

Несколько иного мнения по данному вопросу придерживается профессор Оксамытный Виталий Васильевич. К методам, которые применяет государство в процессе осуществления своих функций, ученый относит:

1) метод государственного принуждения;

2) метод государственного убеждения;

3) метод договорного регулирования;

4) метод рекомендаций;

5) метод поощрений.2

Профессор Морозова Людмила Александровна называет следующие виды методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:

1) метод нормативного правового регулирования, т.е. издание нормативных актов, регламентирующих общественные отношения;

2) метод принуждения;

3) метод рекомендаций;

4) метод договорного регулирования;

5) методы надзора и контроля;

6) метод информационного влияния на общество посредством оповещения населения о принятых государственных решениях, путем ведения идеологической работы, целенаправленного регулирования информационных потоков.3

1 Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. М. 1986. С. 526.

2 Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 666.

3 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1993. С. 890.

4 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М. 1997. С. 143.

1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 71.

2 Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 101.

3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 54.

4 Сырых В.М. Теория государства и права. М. 2001. С. 34.

5 Оксамытный В.В. Теория государства и права. М. 2004. С. 222.

6 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 2004. С. 99.

7 Байтин М.И. Понятие и классификация функций государства / Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 61.

8 Мухаев Р.Т. Теория государства и прав. М. 2005. С. 76.

1 Экстремизм (лат., крайний) – приверженность к крайним взглядам и мерам (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 707.

2 Фашизм (итал., пучок, связка, объединение) – реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после первой мировой войны, а также форма тоталитаризма, открыто террористическая диктатура, уничтожающая демократические права и свободы, основанная на насилии, шовинизме (фран., по имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I, идеология и политика крайнего воинствующего национализма) и расизме (разделение человечества на высшие и низшие расы) (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 511, 639, 691).

3 Антисемитизм (фран.) – одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 53).

4 Ст. 4 ФЗ РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.

5 Конституция РФ / «Российская газета» от 25.12. 1993 г. № 237. См., также Декларацию прав и свобод человека и гражданина, принятую Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1 // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

1 Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица: 1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; 2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство; 3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела (СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3528).

2 Согласно ст. 18 Устава г. Новосибирска население города имеет право на проявление правотворческой инициативы по вопросам местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы городского самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения – официальному опубликованию (обнародованию). Порядок реализации правотворческой инициативы населения города определяется положением, утвержденным городским Советом («Вечерний Новосибирск» от 01.11.2003, № 214).

3 Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем: 1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики; 2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений; 3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления; 4) осуществления общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом; 5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации; 6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах федерации (ФЗ РФ от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277).

1 Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 Гражданского кодекса РФ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

1 Всеобщая декларация прав человека, принята резолюцией 217А Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Права человека. Сборник международных договоров. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций. 1978. С. 1-3. В 1948 году, при голосовании в ООН по Всеобщей Декларации прав человека, Советский Союз воздержался. Так же поступили и другие социалистические страны. Между тем, с одной стороны, СССР все же подписал Всеобщую декларацию и международные Пакты, но, с другой стороны, так их и не опубликовал. Именно поэтому большинству советских граждан эти документы были неизвестны. Полномочия Комитета ООН по правам человека Советский союз признал лишь в июле 1991 года, за месяц до августовского путча, который предопределил прекращение существования СССР. Многие права были прописаны в советских Конституциях 1936 и 1977 годов. Но эти права сопровождались различными оговорками, которые сводили их на нет. А главное – в Советском союзе отсутствовала возможность судебной защиты прав человека. Это значит, что конституционные права оставались благими намерениями – человек не мог предъявить претензии государству за их ущемление. Столь двойственное отношение к правам человека сформировалось благодаря советской идеологии.

Полноценное признание прав человека в нашей стране началось после распада СССР с появлением на карте мира независимой России. В Конституции России, принятой на референдуме в 1993 году, были закреплены все общепризнанные права и свободы человека. Впервые в России Конституция стала законом прямого действия – это означает, что положения Конституции являются юридическими нормами. Их не нужно подтверждать никакими законами. Наоборот, если закон противоречит Конституции, то применяются именно конституционные нормы. Более того, Конституция провозгласила приоритет международного права. Если законы страны противоречат нормам международных договоров, то применяются нормы международных договоров. Человек в нашей стране получил возможность отстаивать свои нарушенные права в суде. В 1996 году Россия вступила в Совет Европы. В 1998 году наша страна ратифицировала Европейскую Конвенцию защиты прав человека и основных свобод. С этого времени российские граждане получили возможность пользоваться защитой Европейского суда по правам человека в Страсбурге (Франция) // Права человека и Россия / http://doroga.karelia.ru/shkola/rossia.htm.

1 ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

1 СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4904.

2 «Советская Сибирь» от 14.01.2005 г., № 5.

3 «Советская Сибирь» от 29.11.2005 г., № 229.

4 В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа также опубликован не был.

1 Каменев З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7; Шевченко Ю. Бесплатное здравоохранение – величайший обман ХХ века // Страховая газета. 2002. № 3. С. 7.

1 Ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан // ВСНД и ВС РФ. 1993. № 33 Ст. 1318.

1 Каменев З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7; Мультановский М.П. История медицины. М. 1967. С. 3.

2 Каменев З.В. Указ. соч.

1 Галкин Р.А., Тявкин В.П. Экспертиза качества лечения хирургических больных // Здравоохранение Российской Федерации. 1993. № 3. С. 14.

2 См. соответственно: Степанов А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. Горький, 1975. С. 245; Соловьев З.П. Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. М., 1970. С. 134.

1 Каменев З.В. Указ. соч.

2 См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150.

1 СЗ РФ. 2005. № 5. Ст. 387.

1 СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4832.

2 СЗ РФ. .2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4920.

1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М. 2003. С. 108.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10 января 200 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

1 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 10 января 200 г. № 24 // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 170.

1 Байтин М.И. Формы осуществления функций государства // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 74.

1 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М. 2004. С. 60.

2 Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 119.

3 Байтин М.И. Формы осуществления функций государства // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 76-77.

4 Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 119.

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М. 1997. С. 152-153.

2 Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений. М. 2004. С. 235-236.

3 Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 118.

4 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М. 2004. С. 61.

1 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М. 1997. С. 152-153.

2 Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений. М. 2004. С. 236.

3 Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 119-120.