пятница, 15 июня 2012 г.

Система и действие нормативных правовых актов

Тема: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:
1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов
2. Систематизация нормативных актов
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права


1. Понятие и структура системы нормативных правовых актов
Понятие системы нормативных правовых актов
Система нормативных правовых актов – обусловленная иерархическими, предметными (отраслевыми) и функциональными связями совокупность нормативных правовых актов.
Эти связи определяются статусом правотворческого органа, формами (наименованиями) нормативных правовых актов, видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и функциями права (регулятивными и охранительными).
Структура системы нормативных правовых актов
Структура системы включает в себя следующие основные нормативные образования (блоки):
1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов
2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых.
3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов.
1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов определяется их юридической силой и включает в себя
систему законов и
систему подзаконных нормативных правовых актов.
Статья 4 Конституции России
2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Статья 15 Конституции России
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1. Система законов:
а) федеральные законы:
конституция,
федеральные конституционные законы,
кодексы,
тематические федеральные законы
б) законы субъектов федерации:
конституция, устав субъекта федерации,
конституционные, уставные законы субъектов федерации,
кодексы субъектов федерации,
тематические законы субъектов федерации.
2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
• а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты;
• б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации;
• в) муниципальные нормативные правовые акты;
• г) корпоративные нормативные правовые акты.
а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
нормативные указы президента,
постановления правительства,
нормативные правовые акты министерств, агентств и служб.
б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:
нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации (нормативные указы президента или постановления губернатора, главы администрации),
постановления правительства или администрации субъекта федерации,
нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъекта федерации,
в) муниципальные нормативные правовые акты,
нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования,
нормативные правовые акты главы муниципального образования,
нормативные правовые акты местной администрации
г) корпоративные нормативные правовые акты.
Устав
Положение
Коллективный трудовой договор.
2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
конституционные нормативные правовые акты,
гражданско-правовые нормативные акты,
административно-правовые нормативные акты,
финансово-правовые нормативные акты,
земельно-правовые нормативные акты,
нормативные правовые акты в сфере трудовых,
семейных,
экологических,
таможенных,
градостроительных и
других отношений.
Одобрен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511
КЛАССИФИКАТОР ПРАВОВЫХ АКТОВ
(в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 N 1129)
010.000.000 Конституционный строй
020.000.000 Основы государственного управления
030.000.000 Гражданское право
040.000.000 Семья
050.000.000 Жилище
060.000.000 Труд и занятость населения
070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование
080.000.000 Финансы
090.000.000 Хозяйственная деятельность
100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело
110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды
120.000.000 Информация и информатизация
130.000.000 Образование. Наука. Культура
140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм
150.000.000 Оборона
160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка
170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний
180.000.000 Правосудие
190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат
200.000.000 Международные отношения. Международное право
210.000.000 Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам
награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и
иных званий
Наиболее совершенной формой предметной (отраслевой) структуры системы нормативных правовых актов являются кодексы.
1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ
2. Бюджетный кодекс РФ
3. Водный кодекс РФ
4. Воздушный кодекс РФ
5. Градостроительный кодекс РФ
6. Гражданский кодекс РФ
7. Гражданский процессуальный кодекс РФ
8. Жилищный кодекс РФ
9. Земельный кодекс РФ
10. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ
11. Кодекс об административных правонарушениях РФ
12. Кодекс торгового мореплавания РФ
13. Лесной кодекс РФ
14. Налоговый кодекс РФ
15. Семейный кодекс РФ
16. Таможенный кодекс РФ
17. Трудовой кодекс РФ
18. Уголовный кодекс РФ
19. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
20. Уголовно-исполнительный кодекс РФ
3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов федерации по своей юридической силе и отраслевой (предметной) принадлежности.
Федеративная структура системы нормативных актов основывается на разграничении предметов ведения федерации и ее субъектов, а также на основе разграничения компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти.
Статья 71 Конституции России
В ведении Российской Федерации находятся:
о) судоустройство;
прокуратура;
уголовное,
уголовно-процессуальное и
уголовно-исполнительное законодательство;
амнистия и помилование;
гражданское,
гражданско-процессуальное и
арбитражно-процессуальное законодательство;
правовое регулирование интеллектуальной собственности;
Статья 72 Конституции России
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
к) административное,
административно-процессуальное,
трудовое,
семейное,
жилищное,
земельное,
водное,
лесное законодательство,
законодательство о недрах,
об охране окружающей среды;
Федеративная структура системы источников права проявляется в том, что:
а) федеральный и «субъектный» ее элементы, взаимодополняя друг друга, составляют единое целое – систему нормативных правовых актов действующих в Российской Федерации;
б) юридическое основание этой системы составляет Конституция Российской Федерации, предусматривающая предметы ведения федерации и ее субъектов (ст. 71, 72, 73), иерархию нормативных правовых актов (ст. 15, 76), а также отрасли законодательства (п. «ж», «о» ст. 71; п. «к» ст. 72);
в) сфера действия актов разных уровней отражает закрепленные в Конституции РФ предметы исключительного ведения федерации, ее совместного ведения с субъектами федерации, а также исключительного ведения субъектов федерации. На территории каждого субъекта федерации одновременно действуют как федеральные, так и «субъектные» акты, принятые по соответствующим предметам ведения и имеющие отраслевую направленность;
г) источники права издаются органами публичной власти двух уровней – федерального и «субъектного» (муниципальный уровень правотворчества сам по себе не отражает формы государственного устройства).
2. Систематизация нормативных актов
-это деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему (проф. Альберт Семенович Пиголкин, Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. Том 2: Право / отв. ред. М.Н. Марченко. –М.: Норма, 2007. С. 623).
-это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения (проф. Олег Александрович Пучков. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. –М.: Норма, 2006. С. 202).
- это деятельность по упорядочению нормативного правового материала (доц. Р.А. Романов, Теория государства и права: учебник / под общ. ред. О.В. Мартышина. –М.: Норма, 2007. С. 346).
Виды систематизации нормативных правовых актов
Кодификация
Инкорпорация
Консолидация
Кодификация –
вид систематизации, в результате которой нормы права группируются в единый правовой акт соответствующий конкретному виду (сфере) общественных отношений.
Кодификация — это способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 448).
Кодификация – это такой вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регламентирование данного вида общественных отношений путем издания единого, юридически и логически цельного, внутренне согласованного нормативного акта (Основ, кодекса), выражающего содержание и юридическую специфику структурно обособленного подразделения системы права (Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. 2. –М.: Юрид. лит., 1982. С. 254).
Например,
Инкорпорация –
вид систематизации, при которой нормы права группируются в единый правовой акт соответствующий различным видам (сферам) общественных отношений.
Инкорпорация – это систематизация нормативных актов путем их помещения (объединения) по определенной системе в единых сборниках или иных изданиях (Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. 2. –М.: Юрид. лит., 1982. С. 258).
Инкорпорация — форма систематизации, в процессе которой нормативно-правовые акты подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично в разного рода сборники или собрания (Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С. 337).
Инкорпорация — это способ систематизации, который состоит в собрании правоустановительных актов по определенному основанию (тематическому, хронологическому и т.д.) и кругу вопросов без внесения изменений в нормативно-правовое содержание соответствующих актов (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 447).
Например,
Собрание законодательства Российской Федерации,
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература»,
Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов,
Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов,
Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска.
Собрание законодательства Российской Федерации является официальным периодическим изданием, в котором публикуются
федеральные конституционные законы,
федеральные законы,
акты палат Федерального Собрания,
указы и распоряжения Президента Российской Федерации,
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,
решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Собрание законодательства Российской Федерации состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.
Консолидация –
вид систематизации, при которой группируются юридические нормы, составляющие правовые институты.
Консолидация — форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт (Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С. 339).
Консолидация — это способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт.
Этот новый консолидированный акт принимается в надлежащем порядке соответствующим компетентным правоустанавливающим органом государства (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 447).
Например,
Федеральный закон 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»,
Федеральный закон 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» –
(образовательное право),
Федеральный закон 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» –
(пенсионное право),
Федеральный закон 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» –
(экологическое право),
Федеральный закон 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» –
(социальное право или право социального обеспечения).
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права

Для практики имеет непосредственное значение проблема действия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта:
- на какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется (предметное действие);
- с какого и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени);
- на какую территорию он распространяет свое регулирующее воздействие (действие в пространстве);
- каковы его адресаты (действие по кругу лиц).



5. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО ЛИЦАМ
Действие нормативно-правового акта — порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие, т.е. «жизнь» нормативно-правового акта, определяется тремя параметрами: временем, пространством и кругом лиц.
А. Действие нормативно-правового акта во времени. Оно продолжается с момента вступления нормативно-правового акта в силу и до момента утраты им силы.
Существует следующий порядок вступления нормативно-правовых актов в силу (введения в действие).
[1] Момент введения в действие чаще всего указывается в сопутствующем акту документе — постановлении о введении (о порядке введения) нормативно-правового акта в действие или в самом акте. Делается это так.
[а] Называется конкретная дата введения нормативно-правового акта в действие. Чаще всего срок между принятием нормативного акта и введением его в действие не превышает одного—трех месяцев. Так, Закон РФ «О государственной пошлине» был принят 9 декабря 1991 г., а введен в действие с 1 января 1992 г., Закон РФ «О плате за землю» принят 11 октября 1991 г., а введен в действие с 1 января 1992 г.
Правотворчество325
Если для реализации нормативно-правового акта нет еще социально-экономических условий или требуется большая подготовительно-организационная работа, то срок между принятием нормативно-правового акта и введением его в действие может быть значительным. Например, союзный Закон о порядке выезда из страны и въезда (он действует и в Российской Федерации) принят 20 мая 1991 г., а введен в действие с 1 января 1993 г., Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» принят 2 июля 1992 г., а введен в действие с 1 января 1993 г.
[б] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его опубликования. Так, принятый 8 июля 1992 г. Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности» был опубликован в «Российской газете» 12 августа 1992 г. и с этого же момента введен в действие. Аналогичным образом введены в действие российские законы «О средствах массовой информации» 1991 г., «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 г., «О коллективных договорах и соглашениях» 1992 г., «Патентный закон Российской Федерации» 1992 г. и др. Такой порядок введения в действие становится наиболее распространенным для нормативно-правовых актов законодательной власти.
[в] Нормативно-правовой акт вводится в действие поэтапно. При этом этапы обозначаются либо сроками, либо связываются с наступлением определенных условий.
Например, российский Закон «Об образовании» введен в действие в целом с момента его опубликования — 31 июля 1992 г., а отдельные его положения — с 25 августа 1992 г., с 1 января 1993 г. Более позднее введение в действие других предписаний этого Закона определяется не конкретными сроками, а связывается либо с моментом принятия Федеральной программы развития образования, либо с развертыванием государственной аттестационной службы. Поэтапно введены в действие отдельные законодательные положения российских законов «О защите прав потребителей» 1992 г., «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. и некоторых других.
326В К Бабаев
[г] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его принятия, о чем может говориться как в самом акте, так и в постановлении о введении его в действие.
Этот порядок введения в действие нормативно-правовых актов не слишком удобен. Реально акт начинает действовать лишь тогда, когда о нем узнают субъекты, которым он адресован. Получить же достоверную информацию о содержании нормативно-правового акта можно лишь после его официального опубликования. Момент принятия акта и момент его опубликования никогда не совпадают — промежуток времени хотя бы в несколько дней между ними всегда будет.
Это своего рода «период бездействия», ибо акт формально вступил в силу, а реально (до публикации) действовать не может. Так, Закон РФ «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности» введен в действие с момента принятия — 13 мая 1992 г., а опубликован был в «Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ» только 9 июля 1992 г. Принятый и введенный в действие 13 ноября 1992 г. Закон РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» был опубликован в «Российской газете» лишь 30 декабря 1992 г.
[д] Нормативно-правовой акт вводится в действие с момента его подписания, о чем говорится в самом акте. Характерен этот порядок для актов Президента, Совета Министров — Правительства РФ, краевой, областной администрации и некоторых других субъектов правотворческой деятельности. Например, многие указы Президента завершаются пунктом: «Настоящий Указ вступает в силу с момента его подписания». Срок между подписанием Указа или акта Совета Министров и его опубликованием не превышает обычно недели. Но это тот же «период бездействия». Поэтому введение нормативно-правового акта в действие с момента подписания, как и вступление ею в силу с момента принятия, нецелесообразно.
Все нормативно-правовые акты, естественно, должны вступать в действие не ранее того срока, когда они опубликованы в официальном издании.
Правотворчество 327
Близок подписанию акта как моменту вступления его в силу и факт его регистрации. Так, нормативные акты Министерства внутренних дел России вступают в силу с момента их официальной регистрации в аппарате Министерства, если в самом акте не указан иной срок.
[2] Если в нормативно-правовом акте срок введения его в действие не указан, то применяется порядок, установленный российским Законом «О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами» от 13 июля 1990 г. и Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» от 26 марта 1992 г.
В соответствии с названным Законом, законы РФ, другие акты высших представительных органов нормативного характера вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней со дня их официального опубликования.
Акты Президента и Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, в соответствии с вышеназванным Указом, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования в «Сборнике актов Президента и Правительства Российской Федерации», «Российской газете» или «Российских вестях». К сожалению, президентский Указ не устанавливает срока, в течение которого эти акты должны быть опубликованы.
[3] Порядок постепенного вступления в силу (введения в действие) нормативно-правовых актов. Он устанавливается для указов и постановлений Президиума Верховного Совета РФ, не имеющих общего значения, некоторых актов Президента и Правительства, ведомственных нормативных актов (имеющих, например, ограничительный гриф) и заключается в том, что эти акты начинают действовать с момента получения их адресатом. Разная отдаленность адресатов от правотворческого органа обуславливает и разновременность (постепенность) введения этих актов в действие.
328В. К. Бабаев
Рассмотренные выше положения не исчерпывают всех вопросов, связанных с введением в действие нормативно-правовых актов. Есть некоторые особенности вступления в силу актов министерств и ведомств, должностных лиц, некоторых органов власти и управления. Не устранены противоречия между законодательными предписаниями, определяющими порядок введения в действие нормативно-правовых актов; многие вопросы этой процедуры вообще не урегулированы. В этой связи крайне необходим Закон «Порядок разработки, опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов в Российской Федерации», где бы детально были регламентированы эти вопросы применительно ко всем видам- нормативно-правовых актов.
Прекращают свое действие нормативно-правовые акты: а) по истечении срока, на который были приняты; б) с изменением обстоятельств, на которые были рассчитаны (например, утратили свой смысл и потому прекратили действие акты периода Великой Отечественной войны после ее окончания); в) при отмене данного акта другим актом (наиболее распространенный случай).
На отмену старого акта может указывать постановление о введение в действие нового нормативного акта. Например, постановление Верховного Совета РФ «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О Совете. Министров — Правительстве Российской Федерации» от 22 декабря 1992 г. признало утратившим силу Закон от 3 августа 1979 г. «О Совете Министров РСФСР».
Отмене устаревших нормативно-правовых предписаний нередко посвящаются специальные акты. Таково постановление Правительства РФ «О признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с Законом РСФСР «О налогах на имущество физических лиц» от 31 марта 1992 г., признавшее утратившими силу три прежних правительственных постановления. Таково же постановление правительства от 31 января 1992 г., отменившее 15 устаревших нормативных актов.
С действием нормативно-правовых актов во времени
Правотворчество_329
связано понятие обратной силы закона (точнее — нормативно-правового акта). По общему правилу, «закон обратной силы не имеет (lex ad praeteriam non valet — лат.),» т.е. распространяет свое действие только на те отношения, которые возникли после введения его в действие. Это вносит стабильность в отношения между людьми, между гражданами и государством, поскольку они уверены, что их создаваемое и существующее положение не будет ухудшено изданием более позднего нормативно-правового акта.
Есть некоторые исключения из общего правила. Главное из них относится к уголовному закону, который всегда имеет обратную силу (действует как бы «назад») в том случае, если он устраняет наказуемость деяния или смягчает наказание. Именно так будут применяться некоторые нормы нового Уголовного кодекса, который значительно сокращает применение смертной казни за отдельные виды преступлений и полностью исключает ее по отношению к женщинам.
Обратная сила новому закону может быть придана также прямым указанием законодателя. Так, в Постановлении союзного Верховного Совета о введении в действие союзных Основ гражданского законодательства (они подлежат применению на территории Российской Федерации до принятия нового Гражданского кодекса РФ) устанавливается, что действие п. 3 ст. 50 Основ (право добросовестного владельца стать, при наличии определенных условий, собственником имущества) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1992 г. и продолжается в момент введения в действие Основ. Действие новых Основ, таким образом, распространено на отношения, которые возникли до 1 января 1992 г.
[Б] Действие нормативно-правового акта в пространстве. В соответствии с государственным суверенитетом, нормативно-правовые акты действуют безраздельно на всей территории государства. Однако есть акты ограниченного территориального действия (например, акты, действующие только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах).
В состав российской государственной территории входят находящиеся в пределах государственных гра-
330В. К. Бабаев
ниц: а) суша, включая недра и континентальный шельф (продолжение морского берега под водой); б) воды, включая территориальные воды — примыкающую к берегу часть моря, не превышающую двенадцати морских миль; в) воздушное пространство.
К государственной территории (условной территории) приравниваются морские, речные, воздушные и космические корабли (станции) под флагом или знаком российского государства, кабели и трубопроводы, продолженные в открытом море и соединяющие территории государств, технические сооружения на континентальном шельфе или в недрах открытого моря. При этом военные суда приравниваются условно к территории государства повсеместно, а невоенные морские и воздушные суда — соответственно только в водах и воздушном пространстве своего государства или в открытом море и воздушном пространстве под ним [1].
На государственной российской территории и территории, условно приравненной к ней, действуют нормативно-правовые акты Российской Федерации. Однако в определенных случаях они уступают место нормам международного права (речь идет об общепризнанных международных нормах, относящихся к правам человека). Вслед за российской «Декларацией прав и свобод человека и гражданина» 1992 г. это положение стали закреплять и другие российские законы. Так, Закон «О залоге» 1992 г. в ст. 2 устанавливает: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о залоге, чем те, которые содержатся в актах законодательства Российской Федерации, то применяются правила международного договора». Аналогичное положение фиксирует и Закон «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г. и др.
[В] Действие нормативно-правовых актов по лицам (по кругу лиц). Нормативно-правовые акты Российской Федерации общего характера распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории: граждан нашего
Правотворчество331
государства, иностранцев и лиц без гражданства. Специальные нормативно-правовые акты действуют лишь в отношении определенных граждан.
Например, воинские законы касаются только военнослужащих, законодательство о льготах для рабочих и служащих Крайнего Севера имеет в виду только граждан, работающих и проживающих в этих регионах, законодательные предписания об ответственности должностных лиц применимы только к этой категории граждан и т.д.
В то же время нормативно-правовые акты нашего государства действуют и в отношении наших граждан, находящихся за границей. Так, совершивший преступление за границей российский гражданин отвечает по российским, законам, что не исключает его ответственность по законодательству страны пребывания.
Не подпадают под действие нормативно-правовых актов Российской Федерации (и тем самым не подлежат юридической ответственности) лица, обладающие дипломатическим иммунитетом. Это главы представительств и члены дипломатического персонала представительства, главы и члены делегаций на международных встречах и конференциях и др.
Правовое положение таких лиц регламентируется нормами международного права.



Федеративная структура системы нормативных правовых актов

В основе иерархической структуры системы нормативных актов лежит их юридическая сила.
Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич полагает, что иерархическое (вертикальное) строение системы законодательства отражает соподчиненность органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. «Например, во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты».1
Профессор Дмитриев Юрий Альбертович и к.ю.н. Головистикова Анастасия Николаевна пишут, что «в основе вертикальной (иерархической) системы законодательства лежит разделение нормативных актов в зависимости от их юридической силы и органов государственной власти, их принявших. По этим критериям все действующие нормативные правовые акты государства делятся на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или населением путем референдума, т.е. акты, имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе».3
В основе отраслевой структуры системы нормативных актов лежит предмет и метод правового регулирования.
Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич полагает, что отраслевое (горизонтальное) строение системы законодательства обусловлено предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. «На основе данного критерия, – пишет ученый, – вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право – конституционное законодательство, трудовое право – трудовое законодательство», гражданское право – гражданское законодательство.1
Профессор Дмитриев Юрий Альбертович и к.ю.н. Головистикова Анастасия Николаевна полагают, что отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлен предметом правового регулирования, спецификой регулируемых отношений и определяется двумя критериями: 1) система права и 2) .3
В основе государственной (федеративной) структуры системы нормативных актов лежит принцип разделения власти и разграничение компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти.
Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич полагает, что федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях – федеративной структуре государства и объеме полномочий субъектов федерации в сфере законодательства. В этой связи В.Д. Перевалов называет два уровня нормативно-правовых актов: 1) федеральное законодательство и 2) законодательство субъектов федерации.1
Профессор Поленина Светлана Васильевна в новейшей работе выделяет в системе законодательства три структуры: иерархическую (вертикальную), отраслевую (горизонтальную) и федеративную. По ее мнению центральной особенностью третьей структуры системы законодательства является то, что она включает две составные части: а) совокупность федеральных нормативных правовых актов различной правовой силы, изданных в пределах сферы исключительной компетенции Федерации и в рамках совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72. Конституции РФ); б) совокупность изданных каждым субъектов РФ законов и подзаконных актов. В свою очередь принятые субъектом РФ нормативные акты, начиная с его конституции (устава) и заканчивая подзаконными актами, образуют организованную в соответствии с иерархической зависимостью подсистему актов данного субъекта. Эти свои мысли профессор С.В. Поленина подкрепляет ссылкой на автореферат кандидатской диссертации А.А. Зелепукина, автор которого считает, что субъект Федерации должен формировать собственный нормативно-правовой массив как своего рода подсистему в общей правовой системе (точнее систему законодательства) в масштабе России.3
Данная позиция представляется небесспорной. По нашему мнению, в условиях федеративной формы государственного устройства и соответственно федеративной структуры права две первых структуры системы законодательства – иерархическую и отраслевую нельзя рассматривать в отрыве от федеративной. Думается, сама профессор С.В. Поленина косвенно подтверждает эту мысль, когда, говоря о федеральной составляющей федеративной структуры, включает в нее нормативные правовые акты различной юридической силы, «субъектную» составляющую она характеризует как «организованную в соответствии с иерархической зависимостью подсистему актов данного субъекта». В итоге, завершая свой анализ мыслью А.А. Зелепукина, что правовой массив субъекта РФ должен составлять «своего рода подсистему в общей правовой системе в масштабе России», она, таким образом, выстраивает иерархическую вертикаль актов, отражающую федеративную структуру государства. Мы в дальнейшем своем анализе будем исходить из неразрывной связи и взаимодополняемости иерархической (вертикальной) и отраслевой (горизонтальной) структур системы нормативных правовых актов.
Федеративная структура системы источников права проявляется в том, что:
а) федеральный и «субъектный» ее компоненты, взаимодополняя друг друга, составляют единое целое – систему нормативных правовых актов действующих в Российской Федерации;
б) юридическое основание этой системы составляет Конституция Российской Федерации, закрепляющая предметы ведения федерации и ее субъектов (ст. 71, 72, 73), иерархию нормативных правовых актов (ст. 15, 76), а также отрасли законодательства (п. «ж», «о» ст. 71; п. «к» ст. 72);
в) сфера действия актов разных уровней отражает закрепленные в Конституции РФ предметы исключительного ведения федерации, ее совместного ведения с субъектами федерации, а также исключительного ведения субъектов федерации. На территории каждого субъекта федерации одновременно действуют как федеральные, так и «субъектные» акты, принятые по соответствующим предметам ведения и имеющие отраслевую направленность;
г) федеративный аспект системы источников права проявляется также в том, что они издаются органами публичной власти двух уровней – федерального и «субъектного» (муниципальный уровень правотворчества сам по себе не отражает формы государственного устройства).

Систематизация нормативных правовых актов


Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права






























14 июня 1994 года N 5-ФЗ

В данном виде документ опубликован не был.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Российская газета", N 111, 15.06.1994,
"Собрание законодательства РФ", 20.06.1994, N 8, ст. 801.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ЗАКОНОВ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЗАКОНОВ, АКТОВ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года
Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года
(в ред. Федерального закона от 22.10.1999 N 185-ФЗ)
Статья 1. На территории Российской Федерации применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.
Статья 2. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции.
Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.
Статья 3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее десяти дней после дня их принятия.

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся официального опубликования международных договоров Российской Федерации, см. Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ.

Международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.


КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся первой публикации Федерального конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания, см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.96 N 17-П.

Статья 4. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".
Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Статья 5. "Парламентская газета" является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в "Парламентской газете". Обязательному опубликованию в "Парламентской газете" подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 ФЗ РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Статья 7. "Собрание законодательства Российской Федерации" является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Статья 8. "Собрание законодательства Российской Федерации" состоит из пяти разделов:
в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.
Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части - иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.
Статья 9. Публикуемые в "Собрании законодательства Российской Федерации" акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.
При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер.
При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.
Статья 10. Признать утратившими силу:
Закон РСФСР от 13 июля 1990 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 6, ст. 93);
Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О порядке опубликования и вступления в силу законов РСФСР и других актов, принятых Съездом народных депутатов РСФСР, Верховным Советом РСФСР и их органами" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 8).

Статья 11. Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Статья 12. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль 14 июня 1994 года N 5-ФЗ

23 мая 1996 года N 763
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, N 22, ст. 2663,
"Российская газета", N 99, 28.05.1996.

УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О ПОРЯДКЕ ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ
АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРАВИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
(в ред. Указов Президента РФ от 16.05.1997 N 490, от 13.08.1998 N 963, от 28.06.2005 N 736)

КонсультантПлюс: примечание.
Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

В целях приведения порядка опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О государственной тайне", Федеральными законами "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и "Об информации, информатизации и защите информации" постановляю:
1. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации (далее именуются - акты Президента Российской Федерации), постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации (далее именуются - акты Правительства Российской Федерации) подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
2. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.
Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
3. Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
4. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования актов Президента Российской Федерации осуществляет Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации - Аппарат Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указа Президента РФ от 28.06.2005 N 736)
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (пункт 5 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).

Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания (пункт 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).
7. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.
8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
9. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года - еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации "Система".
10. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
11. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
12. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.
13. Правительству Российской Федерации:
в 2-месячный срок подготовить совместно с Главным государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и представить на утверждение Президента Российской Федерации перечень сведений конфиденциального характера;
в месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Указом.
14. Признать утратившими силу акты Президента Российской Федерации по Перечню согласно Приложению.

Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль 23 мая 1996 года N 763

Приложение к Указу Президента Российской Федерации
от 23.05.96 N 763

ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ПРИЗНАННЫХ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

1. Указ Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 302 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 1, ст. 1).
2. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 129-рп "Вопросы "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации".
3. Распоряжение Президента Российской Федерации от 26 марта 1992 г. N 130-рп "О редакционном совете "Собрания актов Президента и Правительства Российской Федерации".
4. Указ Президента Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 104 "О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 4, ст. 301).
5. Пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. N 482 "О признании утратившими силу, изменении и дополнении актов Президента Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 17, ст. 1453).