пятница, 15 июня 2012 г.

Механизм (аппарат) государства

Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
Вопросы:
1. Понятие и структура механизма (аппарата) государства
2. Понятие и классификация государственных органов
3. Государственные служащие и государственная служба

 1. Понятие и структура механизма (аппарата) государства
Смысловое содержание слова «механизм» во многих словарях рассматривается неоднозначно.
Так, в энциклопедическом словаре данный термин определяется как «система, предназначенная для преобразования движения одного или несколько тел в требуемые движения других тел.
Механизм составляет основу большинства машин, применяется во многих приборах, аппаратах, устройствах, состоит из звеньев – твердых тел из одной или нескольких неподвижно соединенных деталей и подвижных частей, соединений двух звеньев – кинематическая пара. Наиболее распространенные пары: вращательная (шарнир), поступательная (ползун и направляющая), винтовая (винт и гайка), сферическая (шаровой шарнир).1
В современном словаре иностранных слов термин «механизм» (гр., орудие, машина) раскрывается в нескольких значениях:
1) устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему тел (звеньев), в которой движение одного или нескольких тел (ведущих) вызывает вполне определенные движения остальных тел системы;
3) совокупность состояний и процессов, из которых складывается какое-либо физическое, химическое, физиологическое и т.п. явление, например, механизм химических реакций, механизм мышления.2
2) внутреннее устройство, система чего-либо, например, государственный механизм, хозяйственный механизм;
В современной правовой литературе понятие механизма (аппарата) государства также рассматривается неоднозначно.
Так, одни авторы рассматривают только лишь понятие аппарата государства, а понятие механизма государства не определяют в силу ряда причин.
К примеру, профессор Протасов Валерий Николаевич полагает, что термин «механизм государства» «не очень подходит» для обозначения всей системы органов государства и должностных лиц. Понятие государственного аппарата автор рассматривает в широком (вся система органов государства и должностных лиц) и в узком (подсистема органов государственного управления – исполнительно-распорядительный аппарат) смыслах.2
С точки зрения аппарата, а не механизма государства исходит и профессор Лазарев Валерий Васильевич. Аппарат государства автор определяет как систему всех наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления его функций.3
Другие авторы, хотя и определяют аппарат государственной власти как систему органов, посредством которых осуществляется государственная власть, реализуются функции государства, достигаются стоящие перед ним задачи, а механизм государства как не только государственные органы, но и так называемые силовые структуры, аппарат принуждения, материальные средства государственной власти, государственные учреждения, но все же в итоге эти два термина рассматривают «для удобства» как синонимы (к.ю.н. Четвернин Владимир Александрович).4
Ряд современных ученых определяет механизм государства как систему или совокупность государственных органов. На взгляд авторов, механизм государства – это:
а) в узком смысле – органы государства, в широком – совокупность государственных органов и организаций (проф. Морозова Людмила Александровна);1
б) совокупность специальных организаций, являющихся средствами государственного воздействия на общественные процессы (проф. Оксамытный Виталий Васильевич);2
в) система государственных организаций, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом (проф. Комаров Сергей Александрович);3
г) система государственных органов и учреждений, связанных иерархической соподчиненностью и правомочных совершать действия, составляющие монополию государства (проф. Герасимов Александр Петрович).4
Аналогичного подхода придерживается и профессор Тихомиров Юрий Александрович, поскольку понятие механизма государства определяет как структурно оформленную систему средств государственного воздействия на общественные процессы.5 В данном случае в «систему средств государственного воздействия» надо полагать могут быть включены прежде всего органы государственной власти, поскольку без них воздействие на так называемые «общественные процессы» осуществимы быть не могут.
Между тем ученые М.И. Байтин, В.М. Корельский, Р.Т. Мухаев, В.М. Сырых, А.Ф. Черданцев и др. определяют механизм государства не только как систему или совокупность государственных органов, но и осуществляемые ими функции государства.
Для них механизм государства – это:
а) целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства (проф. Корельский Виктор Михайлович);6
б) пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства (проф. Байтин Михаил Иосифович);1
в) совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть и обеспечивающих реализацию функций государства (проф. Сырых Владимир Михайлович);2
з) система государственных органов, взаимосвязанных и взаимодействующих, осуществляющих задачи и функции государства (проф. Черданцев Александр Федорович);3
и) органы государства, а также занятые в них государственные служащие – осуществляющие цели, задачи, функции государства (проф. Мухаев Рашид Тазитдинович).4
Автор настоящей работы придерживается именно такого подхода, поскольку аппарат государства представляет собой систему государственных органов, а механизм государства – систему органов публичной власти, посредством которых реализуются функции, решаются задачи и достигаются цели государства. Аппарат государства хотя и составляет его основу, но все же является только лишь частью государственного механизма, поскольку сам по себе он ничего не представляет, если не наделен властными полномочиями и в целом компетенцией, а также, если не имеет ресурсов власти. В целом аппарат государства и его функции составляют механизм государства.
Структурными элементами механизма государства являются:
1) органы государственной власти и их компетенция;
2) ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
3) функции государства.
Вопросы о государственной власти и ее ресурсах изложены в параграфе 3.2 главы 3, а вопросы о функциях государства рассматриваются в последующей главе данной работы. В этом же разделе работы более подробно остановимся на структуре аппарата государства.
Структура аппарата государства зависит от многих факторов. Прежде всего, она зависит от вида политического режима, формы правления и территориального устройства государства.
Так, если в государстве реализуется недемократический режим или по форме правления оно является абсолютной монархией, то структура государственного аппарата не основывается на принципе разделения государственной власти, а имеет свою жесткую централизацию и иерархию. В этом случае структура аппарата государства построена только по вертикали (сверху вниз), где нижестоящие органы полностью подчинены вышестоящим органам, и беспрекословно обязаны выполнять их волю, их решения.
Напомним, что подобного рода структура государственного аппарата наблюдается, например, в таких государствах, как:
1) Ватикан, где вся власть принадлежит главе государства – папе римскому);
2) Катар, где вся полнота власти принадлежит эмиру и правящей семье;
3) Оман, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит султану;
4) Саудовская Аравия, где глава государства и духовный владыка – король, который одновременно является премьер-министром, главнокомандующим вооруженными силами и верховным судьей. Главы этих государств самостоятельно и по своему усмотрению решают вопросы структуры государственного аппарата, который, как правило, полностью им подконтролен.
Иная структура аппарата государства просматривается в странах, в которых реализуется демократический режим, и по форме правления они являются либо ограниченной монархий, либо республикой.
Рассматривая в качестве примера Российскую Федерацию, следует отметить, что здесь структура государственного аппарата построена как по горизонтали, так и по вертикали.
По горизонтали структура аппарата российского государства определяется в соответствии с принципом разделения государственной власти и включает в себя законодательные, исполнительные и судебные органы.
Структура аппарата государственных органов в России по вертикали определяется территориальной формой ее устройства и включает в себя как федеральные, так и субъектные (региональные) органы государства.
Вместе с тем данная структура аппарата государства определяется не только разграничением компетенции между государственными органами по горизонтали, но еще и разграничением предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами.
Представительные (законодательные) органы публичной власти
На федеральном уровне в России представительным (законодательным) органом государственной власти являются Федеральное Собрание, состоящее из двух палат –
Совета Федерации (по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти: 83 x 2 = 166) и
Государственная Дума – 450 депутатов
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
РУКОВОДСТВО
Председатель Совета Федерации
Заместители Председателя Совета Федерации
КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_konstzak/
Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_law/
Комитет Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике
Веб-сайт: http://www.komfed.ru
Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_self/
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_safe/
Комитет Совета Федерации по бюджету
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_budg/
Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_fin/
Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_schet/
Комитет Совета Федерации по международным делам
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_mezhd/
Комитет Совета Федерации по делам Содружества Независимых Государств
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_sng/
Комиссия Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_regl/
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_soc/
Комитет Совета Федерации по образованию и науке
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_nau/
Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_mol/
Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_econ/
Комитет Совета Федерации по промышленной политике
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_prompol/
Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_est/
Комитет Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_prirres/
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_agr/
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов
Веб-сайт: http://severcom.ru/
Комиссия Совета Федерации по информационной политике
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_inf/
Комиссия Совета Федерации по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_kon/
Комиссия Совета Федерации по национальной морской политике
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_sea/
Комиссия Совета Федерации по культуре
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_kult/
Комиссия Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_zhilpol/
Комиссия Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_razv/
Комиссия Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения
Веб-сайт: http://council.gov.ru/kom_home/kom_sport/
члены Совета Федерации, не входящие в комитеты Совета Федерации

ВРЕМЕННЫЕ КОМИССИИ
Временная комиссия Совета Федерации по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству
Временная комиссия Совета Федерации по анализу правоприменительной практики в сфере законодательства Российской Федерации по вопросам собственности
Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму
Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по вопросам выполнения столичных функций


Аппарат Совета Федерации
Руководство Аппарата Совета Федерации
Секретариаты Руководства Совета Федерации
Аппараты комитетов и комиссий Совета Федерации
Управления Аппарата Совета Федерации

Управление пресс-службы
Управление международных связей
Управление кадров и государственной службы
Правовое управление
Аналитическое управление
Управление информационного и документационного обеспечения
Организационное управление
Управление делами
Финансово-экономическое управление
Государственная Дума ФС РФ
Председатель Государственной Думы ФС РФ
Заместители председателя ГД ФС РФ
Комитеты и комиссии
Аппарат Государственной Думы ФС РФ

Количество комитетов 32
Комитет ГД по конституционному законодательству и государственному строительству
Комитет ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Комитет ГД по труду и социальной политике
Комитет ГД по бюджету и налогам
Комитет ГД по финансовому рынку
Комитет ГД по экономической политике и предпринимательству
Комитет ГД по собственности
Комитет ГД по промышленности
Комитет ГД по строительству и земельным отношениям
Комитет ГД по науке и наукоемким технологиям
Комитет ГД по энергетике
Комитет ГД по транспорту
Комитет ГД по обороне
Комитет ГД по безопасности
Комитет ГД по международным делам
Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками
Комитет ГД по делам Федерации и региональной политике
Комитет ГД по вопросам местного самоуправления
Комитет ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы
Комитет ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи
Комитет ГД по охране здоровья
Комитет ГД по образованию
Комитет ГД по вопросам семьи, женщин и детей
Комитет ГД по аграрным вопросам
Комитет ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии
Комитет ГД по культуре
Комитет ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций
Комитет ГД по делам национальностей
Комитет ГД по физической культуре и спорту
Комитет ГД по делам молодежи
Комитет ГД по проблемам Севера и Дальнего Востока
Комитет ГД по делам ветеранов
Количество комиссий ГД ФС 4
Комиссия ГД по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики
Счетная комиссия ГД
Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ
Комиссия ГД по законодательному обеспечению противодействия коррупции
Председатель, комитеты по наименованию примерно те ж, что и в Совете Федерации: по законодательству и государственному строительству, по бюджету и налоговой политике, по социальным вопросам, по сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу, по обороне и безопасности, по международным делам,
Аппарат Государственной Думы
Руководитель
Аппараты комитетов и комиссий
Управления Аппарата Государственной Думы
Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы
Правовое управление
Управление государственной службы и кадров
Управление документационного и информационного обеспечения
Управление межпарламентских связей
Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ
Управление библиотечных фондов ( Парламентская библиотека)
Управление делами Государственной Думы

На уровне субъектов федерации есть свои представительные (законодательные) органы государственной власти. Называются они по-разному в силу национально-исторических особенностей в сфере правовой и политической культуры.
Так, например, Государственное Собрание Республики Алтай называется Эл Курултай,
в Республике Тыва законодательный (представительный) орган государственной власти – Верховный Хурал,
в Республике Бурятия – Народный Хурал,
в Республике Адыгея Государственный Совет – Хасэ,
Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) – Ил Тумэн,
в Ханты-Мансийском автономном округе – Дума – Югры.
В субъектах Российской Федерации существуют и иные названия их представительных (законодательных) органов.
Так, в Республике Коми и Чувашской Республике это Государственные Советы,
в Ульяновской области – Законодательное Собрание,
в Тюменской области – Областная Дума,
в Алтайском крае – Краевой Совет народных депутатов.
В Новосибирской области в соответствии с ее Уставом1 представительным (законодательным) органом государственной власти является Новосибирский областной Совет депутатов, включающий 76 депутатов, срок полномочий которых составляет 5 лет (ст. 32).
http://www.sovet-nso.ru/1/
Областной Совет депутатов обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать (ст. 32). Депутатом областного Совета может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом пассивным избирательным правом и достигший возраста 21 года (ст. 33).
Структура Новосибирского областного Совета депутатов (ст. 35 Устава НСО)
Новосибирский областной Совет депутатов избирает из своего состава
Председателя Новосибирского областного Совета депутатов,
первого заместителя Председателя Новосибирского областного Совета депутатов,
заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов.
Количество заместителей Председателя Новосибирского областного Совета депутатов определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
Новосибирский областной Совет депутатов образует
комитеты,
комиссии.
Полномочия комитетов и комиссий Новосибирского областного Совета депутатов определяются положениями о комитетах, комиссиях Новосибирского областного Совета депутатов, утверждаемыми постановлениями Новосибирского областного Совета депутатов.
Для обеспечения деятельности Новосибирского областного Совета депутатов образуется аппарат Новосибирского областного Совета депутатов. Структура аппарата Новосибирского областного Совета депутатов определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов.
В состав областного Совета входят председатель, заместители председателя, комитеты, комиссии.
В настоящее время в структуре областного Совета сформированы следующие комитеты:
1) комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
2) комитет по бюджетной, финансово-экономической политике и собственности;
3) комитет по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям;
4) комитет по транспортной, промышленной и информационной политике;
5) комитет по социальной политике и охране здоровья в новой редакции;
6) комитет по культуре, образованию, науке, спорту и молодежной политике;
7) комитет по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса.
В составе областного Совета следующие комиссии:
мандатная комиссия
комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции
комиссия по информационной политике
(по вопросам этики депутатов и по молодежной политике).

Для обеспечения деятельности Новосибирского областного Совета депутатов образован аппарат, структура которого определяется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов (ст. 35).
В структуру аппарата областного Совета входят:
Отделы:
1) отдел бухгалтерского учета
2) отдел по взаимодействию со средствами массовой информации;
3) отдел государственной службы и кадров.
4) управления:
4.1. организационное управление, включает начальника и его заместителей, а также отделы:
а) по взаимодействию с органами государственной власти и органами местного самоуправления,
б) информационного обеспечения,
в) протокольного обеспечения и
г) корреспонденции (канцелярия);
д) материально-технического обеспечения.
4.2. управление по правовым и экономическим вопросам, включает начальника, его заместителей и отделы:
а) государственно-правовой,
б) социально-экономический,
в) анализа и систематизации законодательства.

Структуру федерального уровня системы органов исполнительной государственной власти составляют:
1) правительство (является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России, состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров);2
2) федеральные органы исполнительной власти, к которым относятся – федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.1

Структуру представительных органов муниципальных образований
Представительные органы муниципальных образований (не являются государственными органами, ст. 12 Конституции РФ).
Виды муниципальных образований:
городское или сельское поселение,
муниципальный район,
городской округ
либо внутригородская территория города федерального значения;
Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
7 человек - при численности населения менее 1000 человек;
10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;
15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;
20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;
25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;
35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.
7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.
Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.


в Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
1) председатель Совета депутатов города Новосибирска;
2) заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска;
3) постоянные комиссии Совета депутатов города Новосибирска.
3.1) комиссия по социальному развитию.
3.2) комиссия по местному самоуправлению.
3.3) комиссия по городскому хозяйству.
3.4) комиссия по градостроительству.
3.5) комиссия по муниципальной собственности.
3.6) комиссия по научно-производственному развитию и предпринимательству.
3.7) комиссия по бюджету и налоговой политике.
4) аппарат Совета депутатов
Структура аппарата Совета депутатов Новосибирска
руководитель аппарата;
управление по правовым и экономическим вопросам;
управление по организационной работе;
сектор специалистов постоянных комиссий и депутатских объединений;
секретариат Совета;
отдел по международным и межпарламентским связям;
информационно-аналитический отдел;
отдел по связям с общественностью (пресс-центр);
отдел бухгалтерского учета и отчетности;
отдел муниципальной службы и кадров;
хозяйственный отдел.

Структура федеральных органов исполнительной власти1
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
1. Министерство внутренних дел Российской Федерации (Федеральная миграционная служба).
2. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Министерство иностранных дел Российской Федерации.
4. Министерство обороны Российской Федерации (Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства.
5. Министерство юстиции Российской Федерации (Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов.
6. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба).
7. Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба).
8. Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба).
9. Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба).
10. Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба).
11. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
12. Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
II. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство).
2. Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям).
3. Министерство образования и науки Российской Федерации (Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию).
4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию).
5. Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике).
6. Министерство регионального развития Российской Федерации (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
7. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству
8. Министерство транспорта Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии).
9. Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи).
10. Министерство финансов Российской Федерации (Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (федеральная служба).
11. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами).
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации:
1. Федеральная антимонопольная служба.
2. Федеральная аэронавигационная служба.
3. Федеральная служба по тарифам.
4. Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
5. Федеральная служба государственной статистики.
6. Федеральная служба по финансовым рынкам.
7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
8. Федеральное агентство по атомной энергии.
9. Федеральное космическое агентство.
10. Федеральное агентство по туризму.
11. Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
12. Федеральная таможенная служба.
На уровне субъектов федерации есть свои структуры системы государственных органов исполнительных власти. В структуру системы этих органов входят:
1) глава субъекта Российской Федерации (президент, губернатор), его заместители;
2) правительство или администрация субъекта федерации;
3) министерства, департаменты, управления, комитеты, отделы и другие органы исполнительной власти субъектов федерации.2
Так, структура государственных органов исполнительной власти Новосибирской области включает в себя:
1) высшее должностное лицо – губернатора, которым может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет;
2) заместителей губернатора;
3) администрацию области, состоящую из 3 департаментов, 6 комитетов, 1 отдела и 2 представительств;3
4) областные исполнительные органы государственной власти, сформированные по отраслевому признаку4 (приложение 8).
Утвержден Постановлением губернатора Новосибирской области от 14.03.2005 N 144
ПЕРЕЧЕНЬ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 22.03.2005 N 159,
постановлений Губернатора Новосибирской области от 03.11.2005 N 589 (ред. 27.12.2005), от 14.03.2006 N 103, от 29.09.2006 N 404, от 06.06.2007 N 232, от 06.06.2007 N 238, от 28.01.2008 N 18, от 11.02.2008 N 40,
от 18.03.2008 N 95)
1. Аппарат губернатора области.
2. Государственно-правовой департамент.
3. Департамент информации.
4. Департамент организации управления.
5. Департамент экономики и планирования.
7. Комитет внешнеэкономического сотрудничества и туризма.
8. Комитет компьютерных технологий.
9. Комитет по военно-мобилизационной работе.
10. Отдел специальной документальной связи.
12. Постоянное представительство администрации Новосибирской области в г. Москве.
13. Представительство (информационно-экономический центр) Новосибирской области в Германии.
14. Комитет общественно-политических связей.
(пункт введен постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской
15. Комитет по связям с религиозными, национальными и благотворительными организациями.
(пункт введен постановлением главы администрации (губернатора) Новосибирской
16. Комитет по работе с обращениями граждан - общественная приемная Губернатора области.
17. Комитет государственного заказа.
Утвержден Постановлением губернатора Новосибирской области от 14.03.2005 N 144
ПЕРЕЧЕНЬ ОБЛАСТНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления главы администрации (губернатора) Новосибирской области от 22.03.2005 N 159,
постановлений Губернатора Новосибирской области от 15.12.2006 N 502, от 06.02.2007 N 49, от 03.09.2007 N 349, от 13.09.2007 N 356, от 16.11.2007 N 448, от 11.02.2008 N 40, от 01.07.2008 N 266, от 25.07.2008 N 294, от 13.10.2008 N 409)

1. Департамент агропромышленного комплекса Новосибирской области.
2. Департамент здравоохранения Новосибирской области.
3. Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.
4. Департамент культуры Новосибирской области.
5. Департамент науки, инноваций, информатизации и связи Новосибирской области.
6. Департамент образования Новосибирской области.
7. Департамент по тарифам Новосибирской области.
8. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
9. Департамент развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области.
10. Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
11. Департамент транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
12. Департамент социального развития и обеспечения прав граждан на социальную защиту Новосибирской области.
12.1. Департамент труда и занятости населения Новосибирской области.
13. Департамент финансов и налоговой политики Новосибирской области.
14. Управление ветеринарии Новосибирской области.
15. Управление государственной архивной службы Новосибирской области.
16. Управление делами администрации Новосибирской области.
17. Управление по делам ЗАГС Новосибирской области.
18. Управление по делам молодежи Новосибирской области.
19. Управление по обеспечению деятельности мировых судей и ведению регистра муниципальных правовых актов.
20. Управление физической культуры и спорта Новосибирской области.
21. Государственная жилищная инспекция Новосибирской области.
22. Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области.
23. Инспекция государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Новосибирской области.
25. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области.
26. Департамент стратегического управления и планирования Новосибирской области.
27. Управление по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Новосибирской области.
Структура системы судебных органов государственной власти на федеральном уровне включает в себя Конституционный суд Российской Федерации, Верховный Суд и систему федеральных судов общей юрисдикции и Высший арбитражный Суд и систему федеральных арбитражные судов.
Конституционный Суд РФ, который является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.1 Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права.2 Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей.3
Система судов общей юрисдикции включает в себя
Верховный Суд РФ4 и
федеральные суды общей юрисдикции в субъектах федерации – верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, а также федеральные суды общей юрисдикции в районах субъектов федерации, военные и специализированные суды.
Судьей Верховного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Федеральные Верховные суды общей юрисдикции в субъектах федерации (республике, крае (области), городе федерального значения, автономной области, автономного округа):
а) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
б) являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.
Федеральные суды общей юрисдикции в районах субъекта федерации: а) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом; б) является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. Судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Военные суды:
а) создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба;
б) в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Судьей окружного (флотского) военного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет. Судьей гарнизонного военного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Система арбитражных судов включает в себя
Высший Арбитражный Суд РФ1 и федеральные арбитражные суды – федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды в субъектах Российской Федерации.
Высший Арбитражный Суд РФ:
а) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; б) является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам округов, арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации; в) осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов; г) рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; д) дает разъяснения по вопросам судебной практики. Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ; Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
Судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет.
Федеральный арбитражный суд округа: а) в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; б) является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации; в) является судом по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.
В Российской Федерации действуют 10 федеральных арбитражных судов округов.1
К примеру, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, осуществляет проверку судебных актов, принятых арбитражными судами
1Республики Алтай,
2Алтайского края,
3Кемеровской области,
4Новосибирской области,
5Омской области,
6Томской области,
7Тюменской области,
8Ханты-Мансийского автономного округа,
9Ямало-Ненецкого автономного округа,
и судебных актов арбитражных апелляционных судов, образованных в данном судебном округе.
Федеральный арбитражный суд округа действует в составе: президиума федерального арбитражного суда округа; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе федерального арбитражного суда округа могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел. Судьей федерального арбитражного суда округа может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее семи лет.
Арбитражный апелляционный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Эти суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. В Российской Федерации действуют 20 арбитражных апелляционных судов, по два в каждом федеральном арбитражном суде округа. Арбитражный апелляционный суд действует в составе: президиума арбитражного апелляционного суда; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе арбитражного апелляционного суда по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.
Федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. В арбитражном суде могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражного суда субъекта Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного суда субъекта Российской Федерации. Судьей арбитражного суда в субъекте Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные, уставные суды субъектов федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов федерации.
Уставом Новосибирской области (ст. 13) предусмотрено создание Уставного суда Новосибирской области и должностей мировых судей Новосибирской области. Однако в настоящее время Уставный суд Новосибирской области не сформирован. Не принят и соответствующий закон Новосибирской области, посредством которого регулировались бы вопросы: 1) создания, упразднения, полномочий и порядка деятельности Уставного суда; 2) порядка назначения, срока полномочий и наделения полномочиями судей Уставного суда; 3) порядка рассмотрения вопросов Уставным судом и порядок опубликования его решений. Уставный суд Новосибирской области должен состоять из семи судей, которые могут быть назначены областным Советом на эту должность только по представлению Губернатора Новосибирской области. Судьей Уставного суда Новосибирской области может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет (ст. 49).
Уставный суд Новосибирской области:
1) рассматривает вопросы о соответствии законов Новосибирской области, иных нормативных правовых актов Новосибирской области, уставов муниципальных образований, иных муниципальных правовых актов Уставу Новосибирской области;
2) осуществляет толкование Устава области;
3) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Новосибирской области;
4) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Новосибирской области и органами местного самоуправления муниципальных образований в Новосибирской области;
5) разрешает споры о компетенции между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселений;
6) разрешает дела о соответствии Уставу области не вступившего в силу международного, внешнеэкономического или межрегионального соглашения Новосибирской области.
С запросом в Уставный суд Новосибирской области могут обратиться: Губернатор, областной Совет депутатов, не менее одной пятой депутатов областного Совета депутатов, исполнительные органы государственной власти области, главы муниципальных образований и представительные органы муниципальных образований, действующих на территории Новосибирской области, а также суды, действующие на территории Новосибирской области, прокурор Новосибирской области и граждане.
Решение Уставного суда Новосибирской области, принятое в пределах его полномочий окончательно, не может быть пересмотрено иным судом и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Законы Новосибирской области, иные нормативные правовые акты области, муниципальные правовые акты или их отдельные положения, признанные противоречащими Уставу области, утрачивают юридическую силу с момента вынесения решения уставного суда. Международные, внешнеэкономические или межрегиональные соглашения Новосибирской области, признанные Уставным судом области не соответствующими Уставу области, не подлежат введению в действие и применению (ст. 50).1
Мировые судьи Новосибирской области являются судьями общей юрисдикции Новосибирской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Они назначаются областным Советом депутатов и срок их полномочий устанавливается законом Новосибирской области в соответствии с федеральным законом. Материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей Новосибирской области, финансирование аппарата мировых судей осуществляются в соответствии с законом области (ст. 51).2
В настоящее время вопросы функционирования мировых судей в Новосибирской области регулируются Законом Новосибирской области от 26 сентября 2005 г. № 314-ОЗ «О мировых судьях Новосибирской области».3 Согласно этому закону в Новосибирской области установлено 122 должности мировых судей и соответственно 122 судебных участка из расчета численности населения на одном участке от 15 до 30 тысяч человек. В административно-территориальных образованиях с численностью населения менее 15 тысяч человек создается один судебный участок.
Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей Новосибирской области. Вместе с тем от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей Новосибирской области могут быть освобождены лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет.
Рассмотрение вопроса о назначении мирового судьи на сессии Новосибирского областного Совета депутатов осуществляется с учетом мнения комитета (комиссии) Новосибирского областного Совета депутатов, к полномочиям которого (которой) отнесено рассмотрение вопросов о назначении мировых судей. Порядок рассмотрения кандидатур на должности мировых судей на сессии Новосибирского областного Совета депутатов определяется Регламентом Новосибирского областного Совета депутатов. Гражданин считается назначенным на должность мирового судьи, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов Новосибирского областного Совета депутатов. Решение о назначении мирового судьи оформляется постановлением Новосибирского областного Совета депутатов, которое подлежит опубликованию в газетах «Советская Сибирь» и «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов», а также в «Сборнике нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов».
Мировой судья впервые назначается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения на данную должность. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи он назначается сроком на пять лет. Если в течение срока полномочий мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет. Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи определяются Губернатором Новосибирской области.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» мировой судья рассматривает в первой инстанции:
1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
2) дела о выдаче судебного приказа;
3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества, независимо от цены иска;
5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;
6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров; 8) дела об определении порядка пользования имуществом;
9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.
Кандидаты на должности судей, как уже отмечалось, должны иметь высшее юридическое образование, а также соответствовать требованиям, предъявляемым к кандидату на эту должность, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.















2. Понятие и классификация государственных органов
Понятие государственного органа в современной отечественной правовой литературе определяется неоднозначно.
В одном случае данный термин рассматривается как часть аппарата государства.
Сторонники такого подхода определяют орган государства как:
а) самостоятельное подразделение государственного аппарата, создаваемое в установленном законом порядке, обладающее установленной законом структурой и наделенное определенной компетенцией (профессор Лазарев Валерий Васильевич);1
б) структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, обладающая основными признаками: властными полномочиями, компетенцией, определенной структурой (проф. Комаров Сергей Александрович);2
в) структурно обособленную и юридически оформленную часть государственного аппарата, обладающую самостоятельностью для выполнения возложенных на него государственных функций (проф. Тихомиров Юрий Александрович).3
В другом случае государственный орган рассматривается как часть механизма государства.
В рамках такого подхода авторы определяют орган государства как:
а) звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями (проф. Корельский Виктор Михайлович);4
б) часть государственного механизма, его основная ячейка, обладающая определенными специфическими признаками (проф. Байтин Михаил Иосифович);5
в) составную часть механизма государства, тесно связанную с другими его органами, которая обладает установленной законом структурой, выполняет конкретные функции и наделена для этого властными полномочиями (проф. Мухаев Рашид Тазитдинович).1
Ряд авторов не относит орган государства ни к его аппарату, ни к его механизму, а рассматривает его либо как часть государства в целом, либо как организацию, решающую государственные задачи.
В этом случае авторы определяют орган государства, как:
а) относительно самостоятельную часть государства, создаваемую для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенную государственно-властными полномочиями (компетенцией) (проф. Сырых Владимир Михайлович);2
б) организацию или должностное лицо, наделенное властными полномочиями (компетенцией) (проф. Черданцев Александр Федорович);3
в) организацию или учреждение, выполняющее государственные задачи по управлению конкретной сферой общественной жизни и наделенное соответствующими властными правомочиями (Т.С. Румянцева).4
К специфическим свойствам государственного органа относятся:
1) наличие правового акта, на основе которого создан государственный орган (конституция, закон, подзаконный правовой акт);
2) наличие цели, задач и властных полномочий (компетенции), которые также закреплены в правовом акте;
3) наличие права, в раках установленной компетенции, принимать обязательные к исполнению правовые акты;
4) наличие права осуществления компетенции от имени государства;
5) наличие государственных служащих в структуре государственного органа.
Государственные органы могут быть классифицированы по многим основаниям.
К примеру, в соответствии с принципом разделения государственной власти органы государства могут подразделяться на представительные (законодательные), исполнительные и судебные.
По способу создания органы государства могут быть первичными (избираемые населением – парламент, президент) и производными (образуемые первичными – правительство, суды.
В соответствии с объемом компетенции органы государства разделяются на органы общей компетенции (правительство) и органы специальной (отраслевой) компетенции (МВД, ФСБ, прокуратура. Минюст).
По способу принятия решений органы государства могут быть коллегиальными (парламент, правительство) и единоначальными (президент, министерство).
В связи с территориальным устройством государства его органы подразделяются на центральные (федеральные) и местные (субъекта федерации, региональные).
3. Государственная служба и государственные служащие
В государственных органах проходят государственную службу государственные служащие. Вопросы правового регулирования государственной службы и правового статуса государственных служащих в Российской Федерации решаются в соответствии с федеральными законами: 1) от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;1 2) от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;2 3) от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;3 4) от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;4 5) от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции»5 и другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере.
В ст. 1 Федерального закона РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» государственная служба определена как профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:
а) Российской Федерации;
б) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
в) субъектов Российской Федерации;
г) органов государственной власти субъектов федерации, иных государственных органов субъектов федерации;
д) лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
е) лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов федерации.1
По мнению Ю.А. Розенбаума, государственная служба – это «вид трудовой деятельности, заключающейся в практическом осуществлении государственных функций работниками государственного аппарата, занимающими должности в государственных учреждениях и получающими от государства вознаграждение за свой труд. Как правовой институт, — пишет далее автор, – государственная служба – комплекс правовых норм, определяющих правовое положение служащих, условия и порядок прохождения службы, их ответственность и формы поощрения. В большинстве стран Запада используется термин «публичная» или «гражданская» служба.2
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: 1) государственную гражданскую службу; 2) военную службу; 3) правоохранительную службу.
1. Государственная гражданская служба подразделяется:
а) на федеральную государственную гражданскую службу и
б) на государственную гражданскую службу субъекта федерации. Федеральная государственная гражданская служба –
2. Военная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
3. Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.
К правоохранительной службе относится работа в органах и учреждениях прокуратуры, внутренних дел, юстиции, ФСБ, таможенных органах и др.
Федеральный государственный служащий – гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации – гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.
В соответствии с федеральными законами о видах государственной службы гражданам, проходящим федеральную государственную службу, присваиваются классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания.
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.
Указом Президента РФ 12 августа 2002 года N 885 (в ред. Указов Президента РФ от 20.03.2007 N 372, от 16.07.2009 N 814), утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих

В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации постановляю:
(преамбула в ред. Указа Президента РФ от 16.07.2009 N 814)
1. Утвердить прилагаемые общие принципы служебного поведения государственных служащих.
2. Рекомендовать лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных настоящим Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 12 августа 2002 года
N 885
Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ
СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
(в ред. Указа Президента РФ от 16.07.2009 N 814)
1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее - государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
2. Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;
н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;
о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;
п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;
т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.
3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.