пятница, 15 июня 2012 г.

Законность и правовой порядок

Тема № 24: Законность и правовой порядок
Вопросы:
1. Законность: понятие, принципы, структура.
2. Правовой порядок: понятие и структура.



1. Законность: понятие, принципы, структура.
Любое общество:
независимо от времени и истории своего развития;
независимо от географического и территориального своего расположения;
независимо от своих форм государственного устройства и нравов;
не может существовать и функционировать:
без выполнения требований законов;
без реализации юридических норм;
без правового порядка
в отношениях между субъекта права.
В обществе и государстве:
не можем быть законности без выполнения требований законов;
не может быть правового порядка без законности.
Цивилизованное функционирование и развитие общества и государства может быть достигнуто только посредством:
соблюдения законности
и
осуществления правового порядка
в деятельности всех субъектов права.
В противном случае в обществе и государстве будут анархия, произвол и беззаконие.
При таком сценарии развития событий и отношений между людьми общество и государство обречены на самоуничтожение и прекращение своего существования.
Термин "законность" имеет:
1) научно-теоретическое,
2) нормативно-правовое и
3) практическое
значение
1. Научно-теоретическое значение
термина "законность" раскрывается посредством суждений ученых, изложенных в научной и учебной литературе.
Такие суждения многообразны и в них термин "законность" определяется авторами:
а) как конституционный принцип;
б) с точки зрения политического (правового) режима;
в) в качестве метода государственного управления;
г) в виде форм реализации норм права.
а) законность – это
конституционный принцип, содержащий требование точного и неуклонного соблюдения и исполнения предписаний юридических норм всеми субъектами права
(профессор Виктор Дмитриевич Перевалов)
(Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 256).
б) законность – это
общественно-политический режим, суть которого состоит:
1) в господстве права и закона в общественной жизни,
2) в неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений,
3) в последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц
(профессор Анатолий Степанович Шабуров)
(Шабуров А.С. Законность и правопорядок / Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 275).
в) законность – это
1) метод осуществления государственной власти,
2) способ деятельности государства, реализации его функций
(проф. Александра Федоровича Черданцева)
(Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник. –М.: Юрист, 2003. С. 339).
г) законность – это
форма реализации норм права, которая
представляет собой строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.
(профессора Морозовой Людмилы Александровны)
(Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 385).
Многообразие определений понятия термина "законность" в юридической науке не позволяет однозначно его трактовать в правотворческой, правореализационной и правоприменительной практике.
Именно поэтому правотворческие органы, закрепляя этот термин в текстах нормативных правовых актов, не раскрывают его дефиниции.
2. Нормативно-правовое значение термина "законность" определяется его закреплением в текстах нормативных правовых актах.
а) Конституция России
Так, согласно пункта "б" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся
обеспечение:
законности,
правопорядка,
общественной безопасности
Статья 114 Конституции РФ
1. Правительство Российской Федерации:
е) осуществляет меры по:
обеспечению законности,
прав и свобод граждан,
охране собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью.
б) федеральные конституционные законы
Приведенное конституционное положение (п. "е" ч. 1 ст. 114) отражено в статье 19 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации:
участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
в) федеральные законы
В статье 3 Федерального закона от 06 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" закреплены
принципы деятельности внутренних войск.
Деятельность внутренних войск осуществляется на основе принципов:
законности,
соблюдения прав и свобод человека и гражданина,
единоначалия,
централизации управления.
г) подзаконные нормативные правовые акты
Приведенные примеры показывают, что в текстах нормативных правовых актов не приводится определение понятия термина "законность".
Однако это отнюдь не означает, что практическая деятельность субъектов может осуществляться вне законности, не основанной на требованиях закона и не в соответствии с ним.
3. Практическое значение термина "законность" выражается в непосредственной его реализации в деятельности субъектов правовых отношений.
Осуществление законности на практике сопряжено с трудностями ее применения именно в связи с неоднозначными научными трактовками этого термина.
В повседневной деятельности субъектов каждый раз и постоянно возникают вопросы о правомерности или неправомерности совершения ими деяний.
В этой связи необходимо свои деяния соотносить с правами и обязанностями предусмотренными нормативными правовыми актами.
Несомненно все иные принимаемые в жизни человеком решения должны быть основаны исключительно только на законе и в соответствии с ним.
В противном случае, каждый, независимо от занимаемого положения, должности, статуса,
кто нарушит, не выполнит эти требования,
рискует для себя претерпеть неблагоприятные правовые последствия.
Таким образом, термин законность можно определить как
процесс принятия решения и
его реализации (выполнения, исполнения, соблюдения)
в строгом и точном соответствии с требования закона.
При этом и сам закон должен быть правовым, т.е. отвечать следующим основным доктринальным положениям теории права:
1) должен отражать интересы общества, населения;
2) должен быть юридически безупречен, т.е. соответствовать правилам юридической техники;
3) должен определять, закреплять права, обязанности и запреты в процессе его реализации;
4) должен содержать четкий механизм своей реализации;
5) должен предусматривать материально-финансовое обеспечение;
6) должен иметь реальные механизмы юридической ответственности за его невыполнение, несоблюдение, нарушения по отношению к любым субъектам, их допустившим.
Структура законности
Законность как юридический процесс принятия решения включат в себя следующие элементы:
1) качество действующего закона или иного нормативного правового акта;
2) способность (умение) субъекта (правоприменителя) воспринимать, понимать и правильно интерпретировать нормы закона;
3) учет (анализ) прав, обязанностей и запретов перед принятием решения по реализации норм права, закрепленных в законе или ином нормативном правовом акте;
4) выработка (подготовка и оформление) принимаемого решения в строгом и точном соответствии по своей форме (наименование и реквизиты документа) и своему содержанию (структура и положения документа) требованиям закона;
5) принятие (подписание и регистрация документа) решения по реализации требований закона (норм права) в строгом и точном их соответствии;
6) верное, правильное, строгое, точное и своевременное исполнение принятого решения по реализации требований закона.
Таким образом, наиболее общими структурными элементами законности являются:
1) качество действующих нормативных правовых актов;
2) качество реализации юридических норм, закрепленных в нормативных правовых актах.
Следовательно, чем выше качество нормативных актов и эффективность их реализации, тем выше уровень законности.
Факторы, оказывающие влияние на уровень (состояние) законности:
1) факторы, относящиеся к личности, субъективные факторы.
2) факторы, относящиеся к политическим, экономическим, правовым и иным объективным условиям.
1) к субъективным факторам, влияющим на уровень (состояние) законности относятся:
а) уровень правовых знаний, умений и навыков, их применения в юридической практике;
б) уровень правового сознания, правового воспитания и правовой культуры личности.
2) к объективным факторам, влияющим на уровень (состояние) законности относятся:
а) правовая идеология и политический режим,
б) степень (уровень) развития экономических отношений,
в) состояние стабильности и качество законодательства,
г) эффективная деятельность государственных организаций.
Принципы законности
– это система идей и взглядов,
которые являются исходными положениями
в формировании мотивов правомерного поведения и
внутреннего убеждения
в необходимости соблюдения законов и других нормативных актов.
Принципы законности:
1. Принцип приоритета закона над иными нормативными правовыми актами, принцип верховенства закона означает, что все подзаконные нормативные правовые акты должны не противоречить и соответствовать закону.
2. Принцип равенства всех перед законом состоит в том, что в процессе реализации законов все в равной степени должны их соблюдать и в равной степени нести юридическую ответственность за нарушение требований закона.
3. Принцип единства законности выражается в единообразном понимании и реализации, применении законов на всей территории государства.
4. Принцип гарантированности прав и свобод человека и гражданина.
5. Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.
6. Принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
7. Принцип взаимосвязи законности и правового сознания и правовой культуры.

1. Принцип приоритета закона над иными нормативными правовыми актами, принцип верховенства закона означает,
что все подзаконные нормативные правовые акты, включая приказы должны
не противоречить и соответствовать закону.
2. Принцип равенства всех перед законом состоит в том, что
в процессе реализации законов все в равной степени
должны их соблюдать и
в равной степени нести юридическую ответственность
за нарушение требований закона.
3. Принцип единства законности выражается
в единообразном понимании и
реализации, применении законов
на всей территории государства.
4. Принцип гарантий законности
– это условия, а также средства и способы обеспечения законности (проф. Александр Федорович Черданцев, Теория государства и права: Учебник. –М.: Юрист, 2003. С. 343).
– это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств, факторов, обеспечивающих процесс реализации законности
(Морозова Людмила Александровна. Теория государства и права. М. 2005. С. 387).
– это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности
(Шабуров Анатолий Степанович. Законность и правопорядок / Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 280).
К общим условиям (гарантиям) законности относятся:
идеологические,
политические,
экономические,
социальные,
правовые
отношения.
К субъективным факторам (гарантиям) законности относятся:
объем и качество правовых знаний;
уровень развития правового сознания и правовой культуры;
состояние развития юридической науки;
действия политических лидеров и партий.
К специальным средствам обеспечения законности относятся действия по:
а) выявлению (обнаружению) правонарушений;
б) предупреждению правонарушений;
в) пресечению правонарушений;
г) защите и восстановлению нарушенных прав, устранению последствий правонарушений.
2. Правовой порядок: понятие и структура.
Понятие правопорядка
Правовой порядок является разновидностью общественного порядка.
Под общественным порядком понимается состояние упорядоченности, благополучия, стабильности и спокойствия общественных отношений в обществе.
Под общественным порядком понимается
обусловленная закономерностями социального развития система правил и институтов,
обеспечивающая упорядоченность общественных отношений
и
придающая им определенную организационную форму
(Морозова Л.А. Теория государства и права. М. 2005. С. 394).
Виды общественного порядка
определяются сферами общественных отношений:
1) нравственный (духовный) порядок;
2) религиозный порядок;
3) политический порядок;
4) экономический порядок;
5) экологический порядок;
6) технический порядок;
7) правовой порядок.
Все эти виды общественного порядка, хотя и различны по своему содержанию, тем не менее, взаимосвязаны, взаимозависимы и дополняют друг друга, создавая общее благополучное состояние в обществе.
Правопорядок:
– состояние упорядоченности общественных
отношений, образовавшееся в результате
практической реализации правовых норм в
соответствии с принципом законности
(проф. Виктор Дмитриевич Перевалов. Теория государства и права. М. 2005. С. 267).
– это состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм (Анатолий Степанович Шабуров. Законность и правопорядок / Теория государства и права. Учебник для юридических вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М. 2006. С. 285).
– это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения и исполнения законов и основанных на них других юридических актов
(проф. Александра Федоровича Черданцев. Теория государства и права: Учебник. –М.: Юрист, 2003. С. 346).
Правовой порядок – это
состояние упорядоченности правовых отношений в обществе.
Структура правового порядка включает в себя три составляющих ее элемента:
1) качество нормативных правовых актов (правотворчество),
2) качество практической реализации нормативных правовых актов (законность),
3) результаты практической реализации (применения) нормативных правовых актов.
Таким образом, правовой порядок выражается:
а) в уровни защищенности права и свобод человека и гражданина от противоправных деяний;
б) в степени удовлетворенности населения уровнем и качеством своей жизни;
в) в результатах решения населением правовых вопросов (выполнением всех условий различных видов договоров в жилищной, трудовой, гражданской, семейной, финансовой, военной сферах общественной жизни);
г) в достижении результатов служебно-боевой деятельности внутренних войск и в целом вооруженных сил страны, а также правоохранительных органов государства.
Уровень состояния правового порядка
может варьироваться, либо понижаться, либо повышаться. Это зависит от уровня (состояния) его элементов:
1) качества нормативных правовых актов (правотворчества),
2) качества практической реализации нормативных правовых актов (законность),
3) результата практической реализации (применения) нормативных правовых актов.
К задачам повышения уровня (состояния) правопорядка относятся:
1) повышение качества правотворческой деятельности;
2) повышение качества нормативных правовых актов;
3) повышение качества подготовки специалистов в сфере юриспруденции;
4) создание эффективной системы правового обучения и правовой помощи гражданам;
5) повышение качества реализации нормативных правовых актов;
Методы обеспечения
законности и правопорядка
– это способы, приемы воздействия на субъектов правовых отношений в процессе их деятельности, с целью выполнения ими соответствующих функций, выполнения служебных, трудовых и договорных обязательств в строгом и точном соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Основными методами обеспечения
законности и правопорядка являются:
убеждение
государственное принуждение
государственный контроль;
прокурорский надзор;
надзор вышестоящих органов за деятельностью нижестоящих организаций (административный надзор);
методы поощрения, стимулирования, рекомендации и др.