пятница, 15 июня 2012 г.

Право, его предназначение и принципы

Тема: Право, его предназначение и принципы
Вопросы:
1. Теории правопонимания.
2. Понятие и предназначение права.
3. Принципы права.



1. Теории правопонимания
Теории правопонимания – совокупность научных знаний, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений по проблемам определения понятия права.

Виды теорий, учений, концепций, школ, направлений, течений, взглядов, суждений о праве:
• 1. Теория естественного права.
• 2. Историческая школа права.
• 3. Социологическая концепция права.
• 4. Психологическая теория права.
• 5. Классовая (экономическая) теория права.
• 6. Теория позитивного права.
• 7. Представления И.Канта и Г. Гегеля о праве.
• 8. Правопонимание в России:
• 8.1. Представления о праве в истории России до 1917 года;
• 8.2. Правопонимание советского периода времени;
• 8.3. Современные определения понятия «Право» в отечественной юридической науке.

• 1. Теория естественного права.
• Идеи о естественном праве возникли в Древней Греции и Древнем Риме.
• В Древней Греции – философ Сократ (469-399 г. до Р.Х.).
• В Древнем Риме –
• юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г. до Р.Х.), его работа «О законах»;
• Фома Аквинский (1225–1274) - «О правлении властителей» - 1265 год.

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв.
Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583 – 1645) – голландский юрист, один из основателей рационалистической доктрины естественного и международного права.
Основоположник классического естественного права.
Основной труд «О праве войны и мира», в котором объясняется естественное право народов, а также принципы публичного права.

В дальнейшем теория естественного права получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Жан-Жака Руссо, Шарля-Луи Монтескье, Дени Дидро и др.
В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Основные положения теории естественного права:
1. В основе права лежит природная справедливость:
а) естественное право- это космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, форма человеческого общения и общежития, охватывающие его тело, душу, внешнюю и внутреннюю жизнь;
б) право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями;
в) природа – источник справедливости и права;
г) справедливость – это вечное, неизменное неотъемлемое свойство природы вообще и человеческой природы в частности;
д) первое требование справедливости: чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью;
е) человеческие установления должны соответствовать справедливости и естественному праву, потому, что последнее не зависит от мнения и усмотрения людей;
ж) закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного;
з) соответствие или несоответствие человеческих законов природе (естественному праву) выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости;
и) несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками;

2. Все законы представляют собой пирамиду, вершиной которой являются универсальные законы, управляющие Вселенной.
Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему, он существует сам по себе и от него происходят иные законы.
Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей.
Естественные законы есть отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ.

3. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон.
4. Позитивный закон предназначен силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели.
5. Правовыми человеческие установления считаются только тогда, когда они не противоречат естественному праву.
6. Божественный закон дан в Библии и необходим по двум причинам:
а) человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло;
б) несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

Гуго Гроций отличал то, что происходит от природы (естественное право) и то, что происходит путем установления (установление государства путем договора, государственные законы, право народов и др.).
Естественное право – предписание здравого разума.
Согласно этому предписанию то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека, признается либо морально позорным, либо морально необходимым.

Естественное право является основанием для разграничением должного (дозволенного) и не должного (недозволенного) поведения по самой своей природе.
Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа, его способность к знанию и деятельности согласно общим правилам.
Соблюдение человеком общих правил есть источник права в собственном смысле:
-воздержание от чужого имущества;
-возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды;
-обязательность соблюдения обещания;
-возмещение ущерба;
-воздаяние людям заслуженного наказания.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой.
В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав.
Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856–1938) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом».
(К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:
1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);
2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.
Содержание теории естественного права:
1. Право – совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость).
2. Право – это совокупность постоянно действующих и независимых от государства норм и принципов сформированных (созданных) народом (обществом) на основе своих представлений о свободе, справедливости, равенстве.
3. Право – это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности.
4. Права и свободы человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции РФ
основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
У каждого человека в обществе с момента его рождения есть права и свободы, обусловленные природой человека, его проживанием в обществе.
Это право на жизнь, на свободу передвижения, на собственность, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на нормальные условия человеческого существования и др.

2. Историческая школа права.
Историческая школа права сформировалась в первой половине XIX в. в Германии.
Ее основателями были видные немецкие юристы —
Густав Гуго (1764-1844) – автор учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права.
Георг Фридрих Пухта (1798-1846), автор работы «Обычное право».
Карл Фридрих Савиньи (1779-1861), автор работы - "Система современного римского права".
Основные положения исторической школы права:
1. Право – это историческое явление, возникает как средство общения между людьми.
2. Основу права составляют сформировавшиеся в обществе правовые обычаи.
3. Право – это правовые обычаи созданные населением (обществом) в процессе своего развития, а законы государства производны от обычного права.

3. Социологическая концепция права.
Возникла во второй половине ХIХ века и сформировалась в первой трети ХХ века.
Авторы:
Евгений Эрлих (1862-1923) – австрийский правовед,
Леон Дюги (1859-1928) – французский социолог,
Роско Паунд (1870-1964) – американский социолог.

Евгений Эрлих (1862-1923) – австрийский правовед, «Социология права»:
Право – установленный порядок в отношениях между людьми в родовых общинах и семьях, а также в нормах, закрепленные соглашениями, договорами и уставами социальных союзов и объединений.
Право – не в правовых предписаниях государства, а во внутреннем порядке союзов с помощью соглашений, договоров и уставов.

Леон Дюги (1859-1928) – французский социолог, «Трактат о конституционном праве». Разновидностью социологического направления является теория «солидаризма».
Право непосредственно вытекает из общественной солидарности, поэтому стоит под государством и обязательно для него.
Солидарность –
факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, членов одной социальной группы.
Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить только подчиняясь какой-нибудь дисциплине.

Роско Паунд (1870-1964) – американский социолог, "Юриспруденция", инструментальный прагматический подход.
Право - инструмент социального контроля с помощью которого реализуются социальные возможности граждан.

4. Психологическая теория права.
Эта теория создана в начале XX в. российским ученым Львом Иосифовичем Петражицким
(1867–1931). Содержание изложено в его труде «Теория права и государства в связи с теорией нравственности».
Право - продукт психики человека, его переживаний.
Право вечно и оно не -зависит от экономики, классов, государства.

Л.И. Петражицкий полагал, что специфическая природа явлений права содержится в области эмоционального, импульсивного, в области переживаний, а не в области разума.
Такое право он называл интуитивным и противопоставлял его праву позитивному (нормам, велениям, запретам, обращенным к лицам, подчиненным праву и правоотношениям).

5. Классовая (экономическая) теория права.
Карл Маркс (1818-1883) – немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма, автор "Манифеста коммунистической партии" и "Капитала".
Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924) - российский политик, один из основателей советского государства, автор книги "Государство и революция".
По мнению Карла Маркса,
право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса.
Право - это продукт классового общества.
Право - это надстройка экономического базиса.
Всякое право есть применение одинакового масштаба ко всем людям, которые не равны друг другу.
Право производно от государства и определяется его волей.
Равное право есть нарушение равенства и несправедливость.
Сущность права в его классовости и материальной обусловленности.

В.И. Ульянов полагал, что
право – это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений.

6. Теория позитивного права.
Нормативистская теория права.
Юридический позитивизм сформировался в середине XIX века на основании идей французского философа Огюста Конта (1798-1857) и английского правоведа Джона Остина (1790-1859), которые изложены в его работе «Определение предмета юриспруденции».
Затем положения теории были трансформированы в идеях австрийского правоведа Ганса Кельзена (1881-1973), в его трудах «Общая теория права и государства» и «Чистая теория права».
В первой половине XX века теория позитивизма была дополнена идеями английского философа Герберта Харта, в его сочинении «Концепция права» - 1961 год.
Теория позитивного права включает в себя:
а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин);
б) «чистую» или нормативистскую теорию права (Г. Кельзен);
в) аналитическую юриспруденцию или неопозитивизм (Г. Харт).

а) классический позитивизм (О. Конт, Д. Остин):
Право – это приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообществ.
Приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

б) «чистая» или нормативистская теория права (Г. Кельзен):
Право – система правил должного поведения, независимо от общественного бытия, оно не есть воля государства, а государство есть производное понятие от права – правовой порядок.
Источник права – основная норма – определяет основные начала международного права, которые определяют конституционные и общественные законы.

в) аналитическая юриспруденция или неопозитивизм (Г. Харт).
Право – формально-логическая система «первичных» и «вторичных» норм-правил, восходящих к высшей норме.
Первичные нормы – совокупность норм, требующих от людей действовать или воздерживаться от действия.
Вторичные нормы – совокупность норм, определяющих процессы создания, изменения и функционирования норм первого типа:
а) нормы признания указывают на существование других правовых норм;
б) нормы изменения указывают на необходимость изменять первичные нормы;
в) нормы процесса используются при применении и толковании права.

7. Представления И.Канта и Г. Гегеля о праве.
Иммануил Кант (1724-1804) - профессор философии Кенигсбергского университета в Германии, автор книги "Метафизические начала учения о праве".
Право - совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы и, стало быть, исключающего конфликты в обществе.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) – германский философ, автор книги "Философия права".
О понятии права пишет в трех значениях:
а) право как свобода (идея права);
б) право как форма свободы (особое право);
в) право как закон (позитивное право).

Г.Гегель пишет о трех основных уровня развития понятия права:
1) абстрактный (теоретический) уровень включает:
а) свободу отдельного человека;
б) суждения о понятии права от абстрактного к конкретному;
в) принципы взаимоотношений между людьми, будь лицом и уважай других в качестве лиц;
2) моральный (психологический) уровень включает:
а) умысел и вина;
б) намерение и благо;
в) добро и совесть;
3) нравственный (практический) уровень включает:
а) семьи;
б) гражданское общество;
в) государство.

8. Правопонимание в России:
8.1. Представления о праве в истории России до 1917 года:
Владимир Иванович Даль (1801-1872) – русский писатель.
Право - уверенье в истине чего-либо, истинное, воистину справедливое.
Право - данная кем-либо или признанная обычаем власть, сила, воля, свобода действия; власть и воля в условных пределах.

Иван Александрович Ильин (1882-1954) – русский юрист, религиозный философ, государствовед, автор книги "Общее учение о праве и государстве".
Право – есть суждение, которое устанавливает известный порядок как должный.
Право – есть норма.

Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910) – юрист, автор книги «Определение и основное разделение права».
Право в субъективном смысле есть отношения.
Право в объективном смысле есть совокупность юридических норм и в целом правовой порядок.

Габриель Феликсович Шершеневич (1863-1912) – юрист, автор книги «Общая теория права»-1910 г.
Право представляет равнодействующую двух сил, из которых одна имеет своим источником интересы властвующих, а вторая – интересы подвластных.
Право, поддерживаемое государством, есть результат соотношения государственных и общественных сил, пока оно не будет заменено новым правилом.
Право – правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью, его устанавливающего.
Основные положения русской юриспруденции второй половины XIX в. сформировались под определяющим влиянием правового позитивизма (подхода, отождествляющего право с положительным, «писаным» правом).
Причем для России был характерен этатический позитивизм (позитивизм, рассматривающий право как порождение и инструмент государства).

В начале XX в. российский этатический позитивизм вступил в кризисное состояние и распался на два направления:
а) формально-догматическое (основанное на логической интерпретации юридических понятий) — Е. В. Васьковский, Д. Д. Гримм, А. А. Рождественский и др.;
б) социологизированное (основанное на проблеме интереса в праве) — С. А. Муромцев, Н. М. Коркунов и др.

В это же время значительная часть российских теоретиков права отошла от позитивизма и образовала несколько школ. Так, серьезному пересмотру в конце XIX — начале XX в. российский позитивизм подвергся со стороны возрожденного естественного права. Эту идею отстаивали П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, В.М. Гессен, Е.Н. Трубецкой, Н.И. Палиенко и др.
Возникла «психологическая школа права» (Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин).

После октябрьского вооруженного переворота, в первые годы советской власти отношение к праву среди ученых-правоведов и интерпретаторов марксизма было явно нигилистическим
(А. Г. Гойхбарг, В. В. Адоратский, М. А. Рейснер, Е. Б. Пашуканис, П. И. Стучка и др.).
Обусловлено это было провозглашением тезисов о диктатуре пролетариата и революционном правосознании, а также замена ими установленного ранее правопорядка и в целом правовой системы.

8.2. Правопонимание советского периода времени:
Дмитрий Иванович Курский (1874-1932) –советский партийный государственный деятель, нарком юстиции в 1918-1928 годах.
Право – орудие диктатуры пролетариата. Право в условиях диктатуры пролетариата есть выражение интересов пролетариата. Здесь нет места для нормы о признании и защите прав и свобод индивида.

Однако потребности в обосновании новой формы государственного устройства, а также активная нормотворческая деятельность органов советской власти объективно требовали теоретических разработок права и четкого определения позиции в правопонимании.
В этой связи в конце 1920-х — начале 1930-х годов формировалась новая правовая теория.

Петр Иванович Стучка (Петерис Янович) (1865-1932) – советский государственный, партийный деятель, латышский писатель, юрист.
Право – система общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой.
Право выражается в трех формах: законе, правовых отношениях и идеологии, но все они основаны на классовом интересе, классовом насилии и имеют классовый характер.

Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954) – советский юрист и дипломат, государственный прокурор СССР.
Право – совокупность правил поведения , выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных господствующему классу, т.е. право – это приказы диктаторской власти.

Сергей Сергеевич Алексеев – учебник по ТГП 1985 г.
Советское общенародное право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведенную в закон государственную волю всего советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма.

8.3. Современные определения понятия «Право» в отечественной юридической науке.
Философский подход:
Право — это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства.
Социологический подход:
Право — это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе. Государство их не создает, а лишь «открывает».
Нормативный подход:
Право — это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения

2. Понятие и предназначение права.

Проф. Валерий Васильевич Лазарев:
Право – это система общеобязательных, установленных и обеспечиваемых государством норм, предназначенных для регулирования отношений в обществе.
Проф. Александр Федорович Черданцев:
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм (правил поведения), генетически и функционально связанных с государством, выражающих согласованные интересы и волю общества, содержание которых вытекает из природы и характера господствующей в обществе системы экономических, политических и иных отношений.
Проф. Роберт Вачаганович Енгибарян и проф. Юрий Константинович Краснов:
Право – это система общеобязательных правил поведения, формально определенных, закрепленных в официальных правовых актах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Проф. О.В. Мартышин
Право – это общие правила поведения, признаваемые государством и обеспечиваемые им в случае необходимости принудительно.
Проф. Владимир Ильич Леушин
Право – это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Основные свойства (признаки) права:
1. Интеллектуально-волевой характер права:
а) правила поведения, совокупность норм права, а значит и право в целом формируются посредством интеллектуальной деятельности субъектов правотворчества;
б) в праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций, а эти интересы противоположны и противоречивы;
2. Нормативность права:
а) содержанием нормативной основы правил поведения, иных деяний субъектов в социальных отношениях составляют юридические права, обязанности и запреты;
б) нормы права обеспечивают упорядоченность общественных отношений;
в) нормы права регулируют поведение, поступки людей, общественные отношения.
3. Формальная определенность права:
Совокупность норм права закреплена в определенных формах, источниках права (нормативных правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецедентах и правовых обычаях).
4. Системность права:
Нормы права имеют системообразущие связи между собой, которые проявляются:
а) в иерархии норм (их юридической силе, соподчиненности в зависимости от статуса, правового положения органа публичной власти их принявшего);
б) во взаимодействии, согласованности и непротиворечивости норм между собой;
в) в предметных (дифференциации и интеграции норм права по отраслям права, подотраслям и правовым институтам в зависимости от предмета и метода правового регулирования);
г) в функциональных (регулятивные, охранительные) критериях.
5. Общеобязательность права:
состоит в том, что нормы права распространяют свое действие на всех без исключения субъектов, находящихся в сфере действия данной нормы (общий характер), а также в том, что требования нормы обязательны для всех субъектов, независимо от их отношения к данной норме (обязательный характер).

6. Обеспеченность права государственными гарантиями:
Монополия государства на осуществление принуждения, которая реализуется в двух направлениях:
а) обеспечить защиту субъективного права и преследовать цель принудить правонарушителя к исполнению обязанностей в интересах пострадавшей стороны;
б) в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.

Государственное принуждение – фактор, разграничивающий права и обязанности, т.е. сферу личной свободы и ее границы.
Человек, действующий в рамках права, свободен. Человек, нарушающий обязанности, действует несвободно.

Право предназначено:
1) для выражения интересов и потребностей различных социальных групп на основе компромисса и взаимных уступок;
2) для регулирования общественных отношений и обеспечения порядка в обществе;
3) для защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) для привлечения виновных в правонарушениях лиц к юридической ответственности.

3. Принципы права.
Слово «принцип» (от лат. principium) означает буквально основу, первоначало, руководящую идею, исходное положение какого-либо явления (учения, организации, деятельности и т.п.).
Проф. Бабаев Владимир Константинович
Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование
В юриспруденции выделяются,
• во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов прав.
В юриспруденции выделяются,
• во-первых, принципы, сформулированные учеными-юристами, которые выступают в виде фундаментальных идей и идеалов, отражающих достижения правовой мысли, практического опыта, объективные закономерности развития общества. Указанные принципы составляют важнейшую часть научного и профессионального правосознания, юридической политики и не являются обязательными для субъектов прав.

Виды принципов права: общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

1) Общеправовые – совокупность правовых положений, составляющих основу всей правовой системы страны.
К ним относятся принципы:
демократизма, законности, гуманизма, справедливости, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.
Принцип демократизма:
Так, согласно части 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации,
Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (часть 1 ст. 3 Конституции России).
Демократизм в правотворчестве выражается в широком участии людей и их различных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые ими органы государственной власти и в других формах) формировании права.
В реализации норм права он проявляется в степени подконтрольности органов публичной власти институтам гражданского общества, а также в информированности граждан о деятельности органов публичной власти.
Принцип законности
означает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права без исключения требований действующих на территории государства нормативных правовых актов.
В Конституции России
Статья 72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
Статья 114
1. Правительство Российской Федерации:
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Принцип гуманизма
(человеческий, человечный) — состоит в правовом признании человека как личности, составляющую ценность общества,
В Конституции России:
статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Принцип справедливости — это требование соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением и т.п.

Принцип равенства граждан перед законом — состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Принцип равенства граждан перед законом — состоит в том, что все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

2) Межотраслевые – принцип состязательности (в гражданском и уголовном процессах), принцип материальной ответственности (в гражданском, финансовом, трудовом и др. отраслях права).
2) Межотраслевые – принцип состязательности (в гражданском и уголовном процессах), принцип материальной ответственности (в гражданском, финансовом, трудовом и др. отраслях права).
ГК РФ
Статья 1. Основные начала гражданского законодательства
1. Гражданское законодательство основывается на
признании равенства участников регулируемых им отношений,
неприкосновенности собственности,
свободе договора,
недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела,
необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав,
обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

УК РФ
Статья 5. Принцип вины
1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.